СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


И.В. Позднякова
преподаватель математики и информатики ГБПОУ ВО «ВТСТ»
Организация, формы и контроль самостоятельной работы студентов
на уроках математики
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в учреждениях среднего специального образования заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы, где студенту предоставляется право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера (решение задач; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и др.). Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий.
На практических занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. На практических занятиях по дисциплине Математика нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач, т.е. на выполнение практической работы.
Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация.
3. Актуализация.
4. Инструктаж выполнения практической работы.
5. Выполнение практической работы.
6. Рефлексия.
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.
В зависимости от раздела можно использовать два пути:
1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть поставлена путем тестирования в течение 10 -15 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить, по крайней мере, две оценки.
По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание (домашнюю контрольную работу) и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю).
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические рекомендации (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех при выполнении практической работы. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Важнейшим аспектом учебно-воспитательного процесса в системе среднего специального образования является контроль за усвоением знаний учащимися. От правильной организации этого контроля во многом зависят достижение дидактической цели занятия, степень активности студентов в процессе обучения, их отношение к изучаемому материалу. Своевременный контроль не только содействует углублению и закреплению знаний и выработке практических навыков у учащихся, но и позволяет преподавателю выявить уровень знаний каждого из них, чтобы подходить к нему дифференцированно и при необходимости оказывать помощь для творческого усвоения материала.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль и взаимоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Выполнение студентами практической работы направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля – практическими работами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов осуществляется на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии весьма полезным, на мой взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов. При машинном контроле тест отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания. Тест обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания.
Таким образом, эффективность тестового контроля заключается, прежде всего, в том, что он имеет большое воспитывающее значение. Необходимо, чтобы студенты сотрудничали с преподавателями, а не искали способа обмануть их с целью получения положительной оценки. Студенты должны быть уверены, что их оценивают объективно. При использовании тестового контроля изменяется система взаимоотношений преподавателя и обучаемого: восприятие студентами преподавателя в качестве контролера меняется на восприятие его как сотрудника для реализации объективных требований, зафиксированных в тестах. Здесь студенту не нужно «подстраиваться» под преподавателя, стараясь выучить именно тот материал, который, по их мнению, спросит преподаватель.
Тест позволяет:
обеспечить объективность контроля;
оперативно получить результаты;
охватить большое количество студентов контрольными заданиями;
подвергнуть контролю усвоение всей или значительной части изучаемой информации;
эффективно использовать время;
сократить затраты времени на проверку тестов;
осуществлять в случае необходимости замену одного преподавателя другим, сохраняя тем самым объективность контроля.
Хотелось бы отметить, что тестовая форма контроля не заменяет другие общепринятые формы контроля, а дополняет их, позволяя более рационально использовать учебное время и сделать учебный процесс более динамичным.