Конспект урока технологии Обрывная аппликация из бумаги


Тема: Обрывная аппликация из бумаги
Цель урока: Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: обрыванием.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения аппликации, видами аппликации.
Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; выполнить работу в технике обрывной аппликации.
Развивающие:
Продолжать расширять кругозор учащихся.
Развивать логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму.
Развивать творческие способности, эстетический вкус.
Воспитывающие:
Побуждать учеников делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменательные даты, но и просто для того, чтобы выразить свои добрые чувства.
Применять здоровьесберегающие технологии.
Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: презентация к уроку художественное слово; образцы различных видов аппликации, готовый образец; цветная бумага, простой карандаш, ластик, клей, тряпочка для рук, клеёнка.
Организационный момент
- Привет, друзья! Начинаем урок.
А чтобы урок пошёл каждому впрок -
активно включайся в работу, дружок!
- Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела, приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш – он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи, в порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
II. Вводная часть
а) Беседа
- Рассмотрите работы, представленные на слайде
- В какой технике выполнены эти работы? (Это аппликации).
- Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?
б) Работа с учебным материалом
- Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон
- При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин.
- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова.
- «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».
в) Дополнительный материал «Из истории аппликации»
- Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения одежды
( 4 слайд);
- обуви ( 5 слайд);
- домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища (6 слайд);
- аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую ( 7 слайд);
- жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты
(8 слайд);
- такие женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи
( 9 слайд);
- это - нагрудный узор женского чувашского национального костюма: аппликация из ткани (10 слайд)
- одежда мужская, х/б ткань, шёлк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы;
- в недалёком прошлом в России была очень популярна аппликация, вырезанная из чёрной бумаги (11 слайд).
III. Подготовка к изучению нового материала
- Ребята, посмотрите на работы, размещённые на слайде. Одинаковый ли материал используется для выполнения аппликации?
(12,13 слайд) - (Нет)
- Что использовали для выполнения работ?
(Для выполнения работ использовали бумагу, ткань, фольгу, вату).
- Как вы думаете, можно ли разделить аппликации на группы?
- Все аппликации можно разделить на группы в зависимости от техники, в которой выполнена та или иная работа и по содержанию.
- По содержанию все аппликации можно разделить на:
1. Предметные (14 слайд)
(листья, фрукты, овощи, грибы, цветы, насекомые, животные). Они наиболее просты по выполнению.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщённый, условный образ окружающих предметов.
2. Сюжетные: состоят из нескольких разных фигур, часто в движении, служат для создания панно, картин (15 слайд).

3. Орнаментальные: применяют для оформления альбомов, пригласительных билетов, украшения одежды ( 16слайд).
4. Шрифтовые – это буквы, которые используют для заголовков стенгазет, написания лозунгов, плакатов ( 17 слайд).
5. Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приёма складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей (18 слайд).
6. Плоские: изображения предметов крепятся на плоскость всего фона
( 19 слайд).
7. Объёмная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма ( 20 слайд).
8. Резаная аппликация - выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой (21 слайд).
В зависимости от техники, в которой выполнена работа: (22 слайд)
- поделки выполнены из бумаги техникой “гармошка” (22 слайд);
- «Звезда» - выполнена в технике – «мозайки» (23 слайд).
Постановка темы и цели урока.
- Отгадайте загадку: Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
- В какой технике выполнена эта работа? (24 слайд) (высказывают мнения)
- Что интересного заметили? (25 слайд)
- Оказывается, можно вместо ножниц использовать свои руки.
- Как же называется данный вид аппликации? (высказывания детей)
Работа по теме урока
1. На уроке мы познакомимся с интересным и необычным видом аппликации: «Обрывная аппликация» (26 слайд).
- Как получаются такие аппликации?
(Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать).
2. Рассматривание образца
- Отгадайте загадку: Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Задания для групп:
определите роли в группе и приступить к работе по алгоритму:
Алгоритм работы:
выбрать подходящий фон;
обвести карандашом ствол берёзы на белой
бумаге;
наклеить ствол берёзы на картон;
нарисовать на стволе берёзы чёрные продольные и поперечные полоски или вырезать их из чёрной бумаги и наклеить на белый ствол;
нарисовать карандашом ветки берёзы;
приготовить цветную бумагу нескольких расцветок (для листьев)
методом обрывания изготовить листья и приклеить на ветки берёз

2. Релаксация «Настройся на работу»
- Внимание, внимание! Необходимо принять рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым, высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдаёт вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией.
- А теперь откройте глаза, хлопните в ладоши и, если вы готовы к работе, скажите: «Готовы!»
(ученики выполняют движение и говорят «Готовы!»)
Вот теперь я вижу, что вы все готовы к работе.
- А так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте подготовим наши руки.
Физкультминутка для рук
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) 
3. Правила техники безопасности
- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (работа с клеем, работа с ножницами)
- Повторить правила работы
- Можете приступать к работе.
- Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.
4. Самостоятельная работа учащихся.
VII. Подведение итога, выставка работ
- Возьмите свои работы и покажите другой группе
- Какая красивая берёзовая роща у нас получилась!
- Как можно использовать эти работы? подарить, сделать выставку.
Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.
VIII. «Проверь себя» - вопросы для закрепления (34 слайд).
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи (аппликация).
- Что означает с латинского слово «аппликация» (прикладывание).
- Определите вид аппликации: изображение предметов и их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма (объёмная).
- Какую новую технику работы с бумагой вы сегодня осваивали? (приём работы с бумагой – обрывание).
IX. Рефлексия: Продолжи фразу: (35 слайд)
- Сегодня на уроке было интересно….
- Я понял, что …..
- Мне захотелось….
- Я научился…..
X. Домашнее задание (36 слайд)
- Попробуй выполнить способом обрывания: цветы и укрась ими своё чудо-дерево;
море, когда на нём штиль, шторм, рябь.
XI. Уборка рабочего места.
- Аккуратно высыпать мусор с подносов в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить аккуратно, клей закрыть, протереть клеёнку, сложить все принадлежности в папку для уроков технологии.
- Молодцы! Спасибо за урок.