Методическая разработка открытого урока по технологии тема: Декоративная отделка изделий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. ЩИГРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»



Открытый урок по технологии
на тему:
«Декоративная отделка изделий».

(Конспект урока по ФГОС второго поколения)




КЛАСС: 5 класс

УЧИТЕЛЬ: Федянина В.С.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа





2015 год


Технологическая карта урока

Данные об учителе: Федянина Валентина Сергеевна, учитель технологии МБОУСОШ №3 г. Щигры

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология».

Тема урока: Декоративная отделка изделий

Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование:
деревянная разделочная доска,
картинка – салфетка,
клей ПВА,
ножницы – разного размера, от маникюрных для прорезания мельчайших деталей до обычных канцелярских для вырезания,
кисточки;
небольшой валик для лучшего разглаживания картинок, или обычная тканевая салфетка;
лак для декупажа – например, акриловый или полиуретановый;
элементы дополнительного декора, например, блестки, краски;
салфетки для удаления излишков клея.
мультимедийные средства обучения.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.

Адаптация учеников: в связи с тем, что учащиеся 5 класса только вышли из начальной школы, то в процессе урока материал не должен идти сплошным потоком информации, а перемешиваться с разгрузочными темами, в процессе урока будет показана, презентация отражающая тему урока, что отвлечет учащихся от нагрузки. В течении урока запланированы физкультминутки, для того, чтобы ученики не засиделись и разминались в процессе изучения нового материала.

Цель урока: формирование знаний об изготовление изделия в технике прямого художественного декупажа по дереву.

Задачи:
Обучающая:
расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества,
добиться усвоения учащимися знаний о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развивающая:
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету,
развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы,
развитие образного мышления, художественного вкуса,
раскрытие творческого потенциала, самостоятельности, становления и профессионального самоопределения.
Воспитательная:
сформировать культуру общения при работе в группе,
создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.
2 уровень понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
2 уровень самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)
2 уровень совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
1 уровень выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
2 уровень самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.



Ход урока.

Организационный этап.
Цель этапа: Активация учащихся.
Приёмы, УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Деятельность учителя: учитель приветствует учеников, настраивает их на работу.
Деятельность учащегося: Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.
этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель этапа: Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приёмы, УУД:
Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Деятельность учителя:
Иллюстрированный рассказ: Декупаж как вид особого искусства возник во Франции примерно в 17-18 веках, а своими корнями он уходит в глубокую древность, в Китай. Кусочками бумаги, вырезанными из основного бумажного полотна, там украшали фонарики, окна, коробочки.




После того, как Запад стал активно торговать с Востоком, техника декупажа проникла в Европу и сразу получила очень широкое распространение. Многие умельцы пытались подделывать модную китайскую мебель и использовали для этого именно декупаж. Поскольку техника декупажа не представляла собой ничего сложного и для ее выполнения нужны были только аккуратность и терпение, обычные люди стали заниматься им как своим хобби.



Сегодня и мы на нашем уроке изучим основные приемы данной техники.
Суть техники декупажа заключается в том, что на поверхность предмета наклеивается вырезанное из тонкой бумаги изображение, которое затем покрывается лаком, в результате создается иллюзия росписи. Чем незаметнее выполнена аппликация, тем выше уровень мастерства декоратора.





Декоративный узор для декупажа можно вырезать из обычной бумажной салфетки, этикетки, журнала, а можно воспользоваться специальными салфетками для декупажа.


Современная мода на декупаж привела к активному развитию техник работы с самыми разными типами предметов, материалами и поверхностями. Кроме классического декупажа на мебели, сегодня его применяют для создания оригинальных подносов и посуды, елочных украшений, шкатулок, упаковок, свечей, шляпок, сумочек, при декоре одежды и аксессуаров и даже для создания эксклюзивных предметов искусства и декора интерьеров.



Сегодня декупаж это не только работа с твердыми поверхностями, но и тканями, создание трехмерные эффектов. Трансформировались и материалы, с помощью которых создают имитацию росписи кроме декупажных карт и бумажных вырезок всех мастей, выделилось отдельное течение работы с салфетками, из тканей.
этап. Актуализация знаний.
Цель этапа: Выявить уровень знаний и систематизировать их.
Приёмы, УУД:
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Деятельность учителя:
Предлагает ответить на вопросы:
Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?
Что такое декорирование предмета?
Какие предметы можно декорировать? (примеры)
Какой материал используют для защиты поверхности?
Чем можно заменить клей ПВА?
Какие лак и краски используются для техники “декупаж”? Почему?
Какие инструменты и приспособления используются в технике “декупаж”?
На какие зоны делится рабочее место?
Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.
Деятельность учащегося: Представляют свои результаты исследования по теме. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

этап. Усвоение новых знаний.
Цель этапа: Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Приёмы, УУД:
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, точностью формулировать и выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности техники декупаж.
Деятельность учителя:
Разъясняет учащимся основы салфеточной техники, информирует о видах декорирования и этапах подготовки к нему. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.



1. Подбор изображений

В декупаже мы будем использовать «салфеточную технику», для этого берем тончайшую структуру верхнего слоя обыкновенных салфеток. Каждый сам выбирает изображение на салфетках. Это могут быть: цветы фрукты, портреты людей.


Вырезание
Представьте сюжет вашего изображения. Если вы выбрали салфетку и на ней изображена древне греческая ваза. Разумнее всего, вырезать этот предмет по контуру, а затем отделить верхних слой бумаги с изображением от остальных слоев. Аппликация готова к приклеиванию.
А если на салфетке изображен букет цветов с тончайшими контурами? Тут уже контурами не обойдешься. В этом случае, вы можете вырезать картинку, поочередно или в виде геометрической фигуры подходящей по смыслу, прямоугольника, круга, овала или любой другой.





Интересного эффект можно достичь, если аккуратно и уверенно надорвать края изображения, сымитировав тем самым потертости изображения от влияния времени.



Приклеивание

Наиболее сложный этап в технике декупаж - это момент приклеивания изображения на основу. Перед приклеиванием аппликаций поверхность необходимо подготовить. Поверхность декупажа: если это стекло или керамика, место приклеивания необходимо обезжирить, Мы с вами работаем с деревом поэтому его нужно зашкурить




и покрыть акриловым грунтом или акриловой краской.


Клей для декупажа: следует подбирать под основу, с которой вы работаете. Мы будем использовать обычный клей ПВА. Он отлично подходит для бумаги, дерева, картона, стекла, керамики и других материалов.
Существует много разных видов клея для декупажа, некоторые виды клея содержат глиттеры (цветные блестки). Глиттерный клей с успехом используют при создании подарков и елочных украшений. Клей-лак обеспечивают склеивание, герметизацию и отделку, так же создают прозрачное, глянцевое покрытие. Его с успехом применяют для приклеивания изображений на ткань. Существует и специальный клей для нанесения изображений на свечи.

4. Покрытие лаком
Готовую работу высушивают. При необходимости добавляют немного декоративных элементов при помощи кисти с краской или специального контура.

После этого переходим к лакированию. Самым простым вариантом является покрытие работы прозрачным акриловым лаком (матовым или глянцевым).


Деятельность учащегося: Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
этап. Первичная проверка понимания.
Цель этапа: Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Приёмы, УУД:
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о этапах выполнения декорирования.
Деятельность учителя:
Задает вопросы:
Как подготовить доску к декорированию?
Какими способами можно вырезать рисунок для будущей композиции?
Как правильно приклеить подготовленную картинку?
Как защитить изделие от влияния внешней среды?
Деятельность учащегося: Аргументировано отвечает на вопросы. Составляет план выполнения работы.

этап. Практическая работа.
Цель этапа: Обучение навыкам индивидуальной и коллективной работы.
Развитие творческого отношения к работе.
Приёмы, УУД:
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Умение выбрать задание по силам
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Деятельность учителя: Консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Вырабатывает умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Деятельность ученика: Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) за исполнением поставленной задачи, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

этап. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подвести итог проделанной работы на уроке.
Приёмы, УУД:
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с поставленной учителем целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.
Деятельность учителя: Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Для чего нужно знать приемы декорирования? Какие затруднения у вас возникли при выполнении задания?
Дайте анализ своей деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
Деятельность ученика: Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит поставленные цели и полученный результат.
15