Художественное оформление изделий из древесины.

МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1»
Н.А. Дурегин,
учитель технологии
Художественное оформление изделий из древесины.
План урока производственного обучения.
Тема: Художественное оформление изделий из древесины.
Цель:
Учебная: углубление знаний учащихся о видах художественного оформления изделий из древесины.
Воспитательная: воспитывать культуру труда, любовь к труду, умение бережливого отношения к имуществу.
Развивающая: развивать умение применять полученные теоретические знания на практике, развитие пространственного мышления и эстетических вкусов у учеников.
Объект труда: полка навесная (вешалка для одежды).
Дидактические средства:
- Плакат "Виды отделка мозаикой"
- Плакат "Элементы геометрического резьба"
- И.М. Гушул. Резьба по дереву. Пробный уч. пос для учеников К.: "Образование", 1996г.
Инструменты, оборудование: лобзик (ручной и электрический), наждачная бумага, токарный и сверлильный станок, карандаш, линейка, уголок, копировальная бумага, нож-косяк.
Тип урока: комбинированный.

Ход и содержание занятия:
Организационный момент.

1. Введение учащихся в мастерскую после вызова.
2. Проверка присутствующих учеников за журналом.
3. Проверка готовности учащихся к занятию (наличие тетрадей, учебников, чертежной приборов).
4. Назначение дежурных по графику.
5. Организация рабочих мест.

2. Повторение ранее изученного материала.

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему, которая называлась "Составление технологической карты изделия". А сейчас мы проверим то, как вы усвоили материал последнего занятия (Форма проведения - фронтальный опрос).
1. В чем суть технологической карты на изготовление изделия?
2. Какова ее роль в процессе изготовления?
3. Какие виды технологических карт?
4. Какая последовательность составление технологической карты?

3. Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.
На сегодняшнем уроке мы с вами будем практически применять знания по теме, которая называется "Художественное оформление изделий". То есть мы с вами начинаем непосредственно делать подготовку к изготовлению изделия и перейдем к его выполнению. Знания по данной теме должны помочь вам более оригинально украсить свое изделие, придать ему более солидный вид, подчеркнуть индивидуальность исполнения. А приобрести знания и умения еще понадобятся вам в дальнейшей трудовой деятельности.

Итак, переходим к изучению нового материала.

4. Изучение нового материала.

По способу выполнения узоров, рисунков являются многие виды резьбы по дереву. Взглянем на Плакат "Элементы геометрического резьбы".
Для украшения изделий чаще применяется плоско - рельефная резьба, которая делится на геометрическую и контурную.
Геометрическая резьба выполняется в в виде двух-, трех-и четырехгранных выемок, которые образуют на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, кругов.
(По плакату).
Простейшими элементами геометрической резьбы является двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы, разной ширины и глубины. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, образуется узор, который называют лесенкой.
Наибольшее распространение в геометрическом резьбе приобрели трехгранные выемки (треугольники), разнообразные по форме, размерам и технике исполнения. Треугольники с углублением в основе может быть равносторонние или вытянутые в виде лучей. Комбинации из этих треугольников образуют различные узоры: витейка, змейка, разного вида сияния.
Режущим инструментом для резьбы по дереву является долото и стамеска. Но наиболее общеупотребительными инструментами являются ножи-косяки разной формы, размеров и угла заточки.
Контурная резьба - разновидность плоско - рельефной, при которой рисунок образуется сочетанием различных линий: прямых, ломаных, извилистых. В связи с тем, что в этом случае светотени проявляются слабо и на чистой древесине рисунок плохо видно, часто поверхность сначала подкрашивают в темный цвет и лишь затем наносят на нее узор.
Рисунок предварительно переносят с оригинала на кальку, а потом уже острым твердым карандашом переводят на изделие. Полученный контур снова обводят грифелем или прокалывают шилом.
По разметке прорезают косяком и полукруглыми стамесками. В контурной резьбе линии все время изгибаются в разных направлениях. Поэтому инструмент и руки резчика постоянно меняют свое положение. Если держать инструмент двумя руками, то можно работать более уверенно: это предостерегает от ранений во время срыва стамески.
Контурную резьбу в большинстве случаев используют для выполнения декоративных мотивов, например из стилизованных природных элементов.

5. Закрепление нового материала.

А сейчас мы проверим том, как вы усвоили новый материал. (Форма проведения - фронтальный опрос).
1. Какие есть два вида плоско - рельефной резьбы?
2. Чем отличается геометрическая резьба от контурной?
3. Какой инструмент предназначен для резьбы по дереву?

6. Вводный инструктаж.

Вступительное слово учителя. Выдача учащимся заготовок, инструмента. Начало работы согласно технологической карты.

7. Самостоятельная работа учащихся и текущий
инструктаж учителя.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу.
Содержание обходов учителя:
1-й обход: контроль за соблюдением правильности выполнения трудовых приемов;
2-й обход: помощь ученикам в случае ошибки или устранении;
Постоянный контроль за дисциплиной во время работы и соблюдением правил техники безопасности.

8. Заключительный инструктаж.

1. подведение итогов практической работы;
2. анализ наиболее характерных ошибок и недостатков в работе учащихся;
3. общая характеристика занятия.

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание § -34.

10. Уборка рабочих мест.