Урок истории в 10 классе по теме Вклад Дмитрия Донского в формирование централизованного государства

Тема урока «Вклад Дмитрия Донского в становление единого централизованного государства»

Целевая установка урока:
Образовательная: 1) проанализировать основные направления деятельности
Дмитрия Донского;
2) Выяснить, какой вклад внес Дмитрий Донской в
процесс формирования единого русского государства?

Развивающая: 1) Продолжить формирование навыков работы с разными
источниками информации (текстом учебника,
историческими документами, картой,
видеофрагментами)
2) Развивать умения работать в группе, оценивать работу.
3) Способствовать развитию основных мыслительных
действий: анализа, самоанализа, выделения главного,
обобщения, сравнения.
Воспитательная: 1) Способствовать формирования чувства гордости за
историческое прошлое своей страны;
2) Способствовать формированию навыков
толерантности и принятия чужого мнения,
взаимоподдержки и взаимной ответственности за
результаты работы группы.

Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: урок корпоративного обучения на основе метода
«Джигсо» ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )

Средства обучения: учебник Волобуева О.В., Клокова В.А, Пономарева М.В., Рогожкина В.А. Россия и мир. 10 класс, исторические документы, карта, рабочий лист, 3компьютера или ноутбука
План урока:
1. Деятельность Дмитрия по собиранию русских земель вокруг Москвы
2. Борьба Дмитрия с Литвой
3. Начало борьбы с монголо-татарами

Ход урока:

Оргмомент

ЦУУ
Ребята, сегодня мы продолжаем изучать деятельность Московских князей и обратимся к следующему князю Дмитрию Ивановичу, сыну Ивана Красивого. Годы княжения его приходятся на 1359-1389 (записи в тетради).
Цель нашего урока: изучить события этого периода, определить основные направления деятельности Дмитрия Донского и дать собственную оценку этой деятельности.

Работа по методу Джигсо:

- Работа экспертных групп
(класс делится на 3 одинаковые по уровню знаний группы по 4-6 человек. Данные группы называются экспертными, так как они проводят экспертизу исторических источников).

Задания для группы №1
Изучите карту «Русские земли в конце 14 века» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
предложенные текстовые документы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и видеосюжет «Борьба с Тверью» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Заполните рабочий лист [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задания для группы №2
Изучите предложенные текстовые документы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
карту [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и видеосюжет «Третий поход Ольгерда на Москву» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заполните рабочий лист (
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Задания для группы №3
Изучите предложенные текстовые документы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
карту «Образование русского государства» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и видеосюжет «Куликовская битва» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заполните рабочий лист ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

- Работа корпоративных групп
(Представители каждой экспертной группы перемещаются в другие экспертные группы и проводят обучение одноклассников по своей части изучаемого материала. Так формируются корпоративные группы, по ходу работы которых учащиеся заполняют рабочие листы, создавая целостность изучаемого материала. Далее организуется обсуждение изученного материала: ребята высказывают собственное мнение о роли князя, а также дают ему свою оценку, делают выводы).
- Тестирование по теме
(Сразу после изучения темы организуется проверочная тестовая работа. Цель её определить продуктивность работы групп, качество усвоения материала, выявление пробелов в знаниях)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Проверка задания
- Комментарии учителя.
История Руси тесно связана с именем великого князя Московского Дмитрия Ивановича, получившего прозвание Донского за славную победу над Мамаем в Куликовской битве. О других свершениях князя повествуют произведения, летописи и сохранившиеся грамоты тех далеких времен, таких как: «Задонщина”, “Повесть о побоище на реке Пьяне”, “Повесть о битве на реке Воже”, “Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича”, “Летописная повесть о Куликовской битве”. Дмитрию Донскому удалось объединить разрозненные русские земли. Он неустанно повторял заповедь, данную ему митрополитом Алексием, что сила русских князей против татарской Орды в единстве и выжить можно только сообща.
На Поместном соборе 1988 года его причислили к лику святых, а в 2002 году был учрежден орден «За служение Отечеству» – в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского, благословившего его на битву с Мамаем на поле Куликовом.
- Самооценка деятельности группы
(Цель: развитие умения давать объективную оценку, объяснять свой выбор).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Оценка работы класса и каждого учащегося учителем
- Рефлексия
Методика «Светофор»
Карточка зеленого цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка красного цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»

4. Домашнее задание.
Параграф 17-18, с.124-126, записи, составить презентацию на тему
«Куликовская битва»

Примечание: методика «Джигсо» дает наиболее хорошие результаты при спаренных уроках.