Обобщение опыта по теме: «Взаимодействие учителя и учащихся в процессе интенсификации учебной деятельности на уроках географии»


Выступление на педагогическом совете МКОУ СОШ № 14
с обобщением опыта по теме: «Взаимодействие учителя и учащихся в процессе интенсификации учебной деятельности на ессе интесификации уроках географии».
1.Пути взаимодействия учителя и учащихся для создания благоприятного микроклимата на уроке, как основа системы моей работы в школе.
2.Процесс интенсификации учебной деятельности на уроках географии, как залог успеха:
а)Самостоятельные и практические работы, как фактор развития развевающего обучения.
б)Использование педагогической технологии В.Ф.Шаталова на уроках географии.
в)исследовательская деятельность на уроках географии.
3.Воспитательный аспект на уроках географии.
Учение без размышления бесполезно,
Но и размышление без учения опасно.
Конфуций

1. В последнее время большое количество научно-исследовательских работ посвящено проблеме взаимодействий в педагогическом процессе. Я рассматриваю взаимодействие как условие развития творческих способностей, повышения профессионализма, как механизм связи семьи и школы, как фактор личного саморазвития учащихся.
В любом педагогическом процессе всегда присутствует взаимодействие, без него передача знаний, умений просто не состоится. Совместные действия учителя и учащихся можно по - разному организовывать, в это и состоит суть поиска и реализаций различных моделей взаимодействия. Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными, сознательными строителями жизни (в прямом смысле этого слова). В педагогическом процессе учитель и ученик являются сотрудниками. Если школьник не почувствует себя полноправным участником процесса образования, то мы вернемся к традиционному результату, вчерашний школьник становится просто исполнителем, стремящихся избегать ситуаций ответственности и инициативы.
Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь, предполагающий работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности, что собственно, и является основной гуманистического направления в педагогике.
Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научится конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения. Для ученика школа становится сферой его «профессиональной» деятельности: образование, учения. И здесь взаимодействие становится определяющим механизмом.
Хочу выделить несколько принципов, которые я вкладываю в основу своей педагогической деятельности:
- ценностное отношение к личности ребенка: признание за ним права на собственную позицию, на возможности высказать свое мнение;
- межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в общеобразовательном процессе, предполагающие не взаимодействие, а взаимодействие;
- признание за ребенком прав на творческий поиск для реализации потенциальных возможностей, право на ошибку, без которой не возможно стать творческой личностью;
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Придерживаясь данных принципов, стараюсь создать на уроке благоприятный микроклимат, чтобы ребенок преодолели «боязнь оценки»,чувство дискомфорта при общении со сверстниками и педагогами.
Чтобы работа на уроке была максимально продуктивной, использую разнообразные виды и формы заданий, обеспечивающей занятость всего класса, позволяющие учащимся, умеющим и желающим учиться, проявить себя.
2. Достижение гибких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников самостоятельную работу. Еще К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не может использовать в своей дальнейшей практической деятельности. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что обеспечивают прочное и глубокое усвоение снов географии.
Без развития самостоятельности и выполнения самостоятельных работ нельзя осуществить одну из важнейших целей обучения- сформировать научное мировоззрение. Если ценные в мировоззренческом отношении учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут усвоены. Это обусловлено тем, что мировоззренческие идеи, как и понятия, не могут быть заучены. Для выработки диолектико- материалистического взгляда на географической оболочки, на мир необходимо, чтобы ученик был убежден, что географическая оболочка существует объективно, что ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, что она все время изменяется и развевается по законам, присущем ей. А это возможно, если ученик сам устанавливает взаимосвязи между явлениями, сам делает обобщение, выводы. Так уже при изучении начального курса географии с компонентами природы своей местности «составление описания природного комплекса (на местности)»
Используя данные экскурсии, ребята не только составляют описание природного комплекса по типовому плану, но и выявляют взаимосвязи между компонентами природы.
Отвечая на вопросы:
- В каком отношении находятся такие компоненты ПК, как
1) почва и растительность;
2) растительность и животный мир?
- Как изменяются компоненты комплексов под воздействием человека?
- Какие компоненты ПК изменены человеком в большей степени на территории нашего населенного пункта?
- Какие меры по охране ПК своего населенного пункта вы можете предложить?
Таким образом, дети приучаются видеть вокруг себя антропогенные изменения природы, учатся помогать природе.
А на вопрос:
- Что вы сами можете сделать по охране окружающей среды?
Отвечают, что можем отчистить парк от мусора, привести в порядок засорившийся родник. Итогом такой работы является природоохранные мероприятия, проведенные школьниками, которые еще раз дают возможность ребенку почувствовать себя частью природы, а не ее хозяином.
Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям :
1.Отражать ведущие понятия, причинно-следственные связи, мировоззренческие идеи, т.е. должны быть направлены на выполнение целей курса в целом, а также по отдельным разделам и темам.
Охватывать все компоненты знаний (факты, общие и единичныепонятия, причинно-следственные связи и закономерности, вопросывзаимодействия природы и общества, приёмы учебной работы, приёмыумственной деятельности).
Обеспечивать формирование умения работать с различнымиисточниками знаний (картами, учебником, цифровым материалом и т.п.)
Способствовать развитию познавательных способностей,самостоятельности, творческого мышления учащихся.
Вызывать у школьников интерес и занимать как можно меньшевремени.
Отражать этапы формирования знаний и умений, посколькусамостоятельная работа учащихся является неотъемлемой частьюформирования понятий и приёмов учебной работы.
Выполнение требований, предъявляемых к заданиям, а также творческое использование заданий в учебном процессе возможно при условии чёткого понимания целей обучения курсу, этапов формирования понятий и приёмов учебной работы.Образовательно-воспитательные цели обучения курсу следующие :
1.Сформировать у школьников знания о строении, закономерностях развития географический оболочки и крупных ПТК Земли, а также дать знания о населении и политической карте материков.
Внести вклад в формирование диалектико-материалистическогомировоззрения учащихся(материальность, познаваемость окружающегомира, связь между явлениями, непрерывное изменение и развитиеприродных явлений и т.п.), сформировать знания о роли природныхусловий в жизни людей, отрицательном и положительном влияниихозяйственной деятельности человека на природу, о том, что недоучётзакономерностей географической оболочки ведёт к вредным, иногданепоправимым результатам воздействия человека на природу, воспитатьубеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрытьзависимость характера воздействия человека на природу от социальныхусловий.
Научить приёмам учебной работы с различными источникамизнаний.
Способствовать умственному развитию учащихся - вооружитьучащихся доступными для их возраста приёмами умственнойдеятельности - приёмами анализа, синтеза, обобщения, сравнения,установления физико-географических причинно-следственных связей и т.п.
Перед формированием понятий стоят две образовательные цели -формирование общеземлеведческих и страноведческих знаний.
В области общеземлеведческих знаний задания должны быть направлены на формирование следующего: а) системы общих понятий по каждому компоненту природы (закономерности образования и размещения рельефа, климатических поясов и областей, закономерности размещения гидрографической сети и рек с различным типом питания и режима, размещения растительности и животного мира), знание закономерностей формирования географической оболочки и размещения крупных природных комплексов (географические пояса, природные зоны, материки и крупные природные территории) ; б) умение применять теоретические знания для объяснения отдельных фактов и явлений.
В системе страноведческих знаний предусматриваются задания по каждому материку на усвоение следующих вопросов: а)географического положения материка; б) особенностей каждого компонента природы и закономерностей размещения крупных объектов и явлений (гор, равнин, крупных рек, типов климата, почв, растительности); в) размещения и особенностей природно-территориальных комплексов (природных зон, географических поясов, природных областей); г) состава, размещения населения и крупных государств; д) взаимодействия природы и общества.
В 8 классе после изучения темы «Почвы и почвенные ресурсы» учащиеся предлагаю оценить и спрогнозировать тенденцию изменения плодородия почв в крае.
В 9 классе на основе изучения знаний в курсе «Ставрополеведения» предлагаю оценить курортно – рекреационное хозяйство, как особое звено в экономике края.
II. В настоящее время в педагогическую лексику вошло понятие педагогической технологии. Это совокупность психолого – педагогических установок, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса.
Я в своей работе использую педагогическую технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, разработанную Виктором Федоровичем Шаталовым.
Принципами данной технологии являются:
- многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочной основы действий;
- личностно – ориентированный подход;
- гуманизм (все дети талантливы);
- учение без принуждения;
- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы ля исправления, роста, успеха;
- соединение обучения и воспитания.
Опорные конспекты, как средство обучения, способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубокий знаний, их систематизаций. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных сигналов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую роль, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Построение опорного конспекта осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определенной последовательности. Например, в 7 классе при изучении темы «Страны Северной Африки», опорный конспект составляется по следующим блокам:
Блок 1-2. Знакомство с государством, его местом на политической карте Африки. Дается понятие ЭГП страны.
Блок 3. Изучение геологической структуры территории.
Блок 4. Определение особенности климата страны.
Блок 5. Природные ресурсы.
Блок 6. Население.
В системе обучения с применением схемных и знаковых моделей учебного материала прослеживается принцип развивающего обучения, от простого механического воспроизведения содержания опорного конспекта, до выполнения индивидуальных работ.
Творческий подход при выполнении работ по конспектированию заключается в том, что, сохраняя общие требования по построению типовых опорных конспектов, ученики могут по своему усмотрению изменять расположение блоков опорных конспектов, их контуры, расширять их содержание фактами или примерами из дополнительной литературы, применять собственные опорные сигналы или условные обозначения при том условии, если они «читаемы» или понятны по содержанию.
Изучая атмосферное давление, задаю детям вопрос:
- Как обозначить с помощью стрелки высокое и низкое давление?
Ребята начинают спорить, что высокое давление обозначить стрелкой вверх, а низкое – вниз.
Начинаем разбирать вместе. Высокое давлении создается нисходящими потоками воздуха, следовательно изобразим стрелку вниз ( в). А низкое давление, создается восходящими потоками воздуха, значит стрелку изображаем вверх ( н).
С помощью таких заданий ребята приучаются логически мыслить, делать выводы основываясь на полученных на уроке знаниях.
Закономерно подчеркнуть, что при подготовке к уроку по опорному конспекту значительно сокращается время на выполнение домашнего задания. Этот вид работы позволяет повышать качество знаний учащихся, заставляет ребенка мыслить, развивает память, вырабатывает умение выделить главное, снимает страх перед низкой оценкой.
Мною была проведена экспериментальная работа по изучению качества знаний учащихся в 7-х классах с использованием на уроках схемных и знаковых моделей учебного материала.
Задачи эксперимента:
- провести апробацию схемных и знаковых моделей учебного материала при изучении темы «Африка»;
- выявить и оценить знания учащихся путем проведения проверочных работ;
- выявить динамику перегрузки учащихся при подготовке домашних заданий по географии с помощью опоры конспектов.
Эксперимент проводился в рамках учебного времени. 7 а класс работал с опорными конспектами, а 7 б по традиционной методике. После проведения итоговых контрольных работ по теме, стало видно, что в экспериментальном классе уровень обученности и качество знаний выше.
класс Кол-во уч-ся 5 4 3 2 Уровен обуч. % Кач. Знаний %
7б 25 7 6 11 1 96 52
7а 25 12 4 9 - 10 64
Эксперимент показал, что новый материал изученный с помощью опорных конспектов, хорошо и прочно усвоен учащимися, сформированы устойчивые знания, умения и навыки.
В современном мире изучение и понимание географических знаний тесно связано с решением экологических проблем локального, регионального и глобального уровня.
Экологические проблемы по своей общественно значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному воздействию на окружающую (природную) среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течении тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, воздуха, вод и так далее.
Это привело к резкому ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет собой реальную опасность, практически в каждом регионе мы становимся свидетелями кризисных ситуаций.
В результате современных концепций положенных в основу школьного экологического образования очевидным является вывод – что качественное экологическое образование возможно только при совмещении основного и дополнительного образований. Хорошим средством такого совмещения являются экспедиции, экскурсии, практические занятия на местности. Исходя из того, что действующий школьный курс географии изначально экологизирован, то этот факт приводит к идее систематизации экологических знаний в рамках исследовательской деятельности. Чтобы этого достичь, прежде всего надо отобрать тот необходимый объем экологических знаний, который следует заложить у школьников, где знания различных предметов естествнно – научного цикла используется и исследованием конкретных территорий, процессов и явлений, то есть в системе единых знаний.
Тесно сотрудничая с районной станцией Юных натуралистов мы с учащимися 8-х – 11-х классов проводим краеведческие исследовательские работы по изучению экологического состояния поселка Пятигорский, района КМВ.
Исследовательской группой учащихся были изучены и выполнены следующие проектные работы:
«Изучение овражной эрозии на территории пос. Пятигорский», «Изучение экологического состояния реки Этока по бентофауне», «Изучение экологического состояния родников пос. Пятигорский. Проведение природоохранных мероприятий по их очистке», «Изучение экологического состояния окружающей среды пос. Пятигорский методом лихеноиндикации», «Гидрографическое изучение рек Этока».
В ходе выполнения исследовательской работы учащиеся под руководством учителя учатся применять полученные знания на практике, осваивают методы исследовательской работы, учатся раскрывать причины экологических изменений в окружающей среде. Подобные исследования проводятся неоднократно, а повторяются с периодичностью через 3-5 лет, что позволяет детям сравнить показатели предыдущих исследований с настоящими, позволяя создавать свой мини- мониторинг.
Такой вид работы стимулирует поведенческие навыки ребят, как людей ответственных а свою деятельность по использованию природных ресурсов и побуждает их к действию по охране окружающей среды.
Члены исследовательской группы выступают с защитой проектов на заседании школьного экологического объединения «Росток», на районных олимпиадах и слетах УПБ.
Результаты самостоятельных исследований подталкивают ребят к проведению природоохранных мероприятий. Учащимися колы систематически проводятся экологические рейды по очистке родников и реки Этока в пределах поселка, десанты по и ликвидации стихийных свалок, мероприятия по озеленению прикольного двора и прилегающих территорий.
Своеобразным девизом экологической работы в школе стали слова Р.Рифлекса: «Если мы хотим достичь какого – то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия…» Эти условия основаны на природных законах, которым подчинены все процессы и явления в природе. Изучение этих законов на примере своей местности и положено в основу учебно – исследовательской деятельности в рамках современного экологического образования.
III. Образование, как и любой вид деятельности несет в себе значительный воспитательный аспект в формировании личности ребенка. На уроках географии и экологии, во внеклассной работе я уделяю большое внимание формированию нравственных качеств ученика, воспитанию экологического сознания, патриотических чувств, гуманного отношения к природе.
Цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязано между собой и дополняют друг друга. Формирование ответственного отношения к природе должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего гражданина.
Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствуют пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.
В целом география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.
В своей педагогической работе я уделяю особое значение формированию и развитию у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.
Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспенности и так далее). Важное значение, имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе и во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствует о степени сформированности их нравственного облика.
Не меньшую роль, чем нравственнее, играет эстетическое воспитание. Изучая географию дети обогащаются новыми эстетическим впечатлениями, у них формируются образы территорий, различных объектов природы, развивающие эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.