Унылая пора! Очей очарованье! (4 класс)

Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!» (урок - исследование)
Цель: Создать условия для того, чтобы:
Задачи: 1. Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина.
2. Развивать умение интонацией передавать настроение.
3. Формировать навыки анализа лирического текста; прививать интерес и любовь к чтению.

Ожидаемый результат: обучающиеся к концу урока должны знать, о каком времени года любил писать А.С.Пушкин, и какие литературные приемы он использовал в своем творчестве.

УМК: “Школа России”.
Использованный учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» 3 класс (часть 1). М.; «Просвещение», 2011.
Оборудование: мультипроектор, портрет А.С.Пушкина; тексты стихотворений А.С.Пушкина о разных временах года; кроссворд; репродукции картин, фотография с изображением разных времен года; магнитная доска; слайды с датами.




Ход урока.
1.Оргмомент.
Учитель проговаривает тему уроку: «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Чьи же эти строки - узнаем, разгадав кроссворд. Я вам загадаю загадки, отгадки вы будете писать по горизонтали. В красных клетках по вертикали мы получим ключевое слово. (Слайд №1)
Кто два раза в год на свет родится? (птица)
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)
Что растет на ели и на сосне? (шишки)
Белая морковка зимой растет. (сосулька)
Сверкнет, мигнет, кого-то позовет. (молния)
Скатерть бела весь свет одела. (снег)
- и получилось у нас (Пушкин).
- Сегодня будем говорить о лирике поэта и о природе (на магнитной доске репродукции картин, фотография с изображением разных времен года). Наша задача: узнать о каком времени года любил писать и написал эти строки А.С.Пушкин.

2. Актуализация.
1) - Мы немного знакомы с Пушкиным. Давайте, вспомним (ответы на слайдах):
1799 – что означает это число? (дата рождения А.С.Пушкина. Он родился 6 июня в Москве в дворянской семье)
Мария Алексеевна и Арина Родионовна – кто эти женщины? О ком в своих произведениях поэт отзывался с любовью и нежностью? (это бабушка и няня Пушкина)
Царское Село – о чем говорит это название? ( там находился лицей, где учился поэт)
Русский и французский – с чем ассоциируются эти слова? (на этих языках писал поэт)
212 – что это за число? (212 лет со дня рождения великого русского поэта)
1837 – (в этом году он погиб)
2) – Поговорим о лирике поэта. Что такое лирика? (это выражение чувств поэта)
- Перед вами два стихотворения. Нужно отличить: которое из них лирическое произведение, а которое – зарифмованное сообщение. Нужно прочитать первое стихотворение, кто желает?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь, она завоет
То, заплачет, как дитя.
- Кто желает прочитать второе стихотворение?
Снег по области пройдет,
На дорогах гололед.
Будет резкое снижение
Атмосферного давления.
В понедельник минус пять.
Ветер западный опять.
Над заливом скорость ветра –
Девять с половиной метров.
- О каком времени года говорится в обоих стихотворениях? Какие ключевые слова подсказали? (снежные вихри, снег, гололед)
- Которое произведение лирическое? (первое) Я согласна с вами. В каждом лирическом произведении должен быть лирический герой. Найдите его. (О том, что буря – нам сообщает автор, а как он воет и плачет – слышит и передает нам лирический герой)
- Какой литературный прием использовал Пушкин в стихотворении? (сравнение: как волк – завоет, как дитя – плачет)

3. Новая тема.
1. Это произведение Пушкина называется «Зимний вечер». У него есть еще одно, которое называется «Зимнее утро». Послушайте отрывок (учитель читает отрывок наизусть).
- Найдите отличие между первым и вторым произведением: с какой интонацией читается первое и с какой второе произведение? ( 1 – тревожно, спокойно; 2 – восторженно, радостно)
- Что хотел показать автор? (прелесть зимнего утра)
- Какой литературный прием использовал, какими словами описал зимнее утро? (на магнитной доске «чудесный день»)
- Обратите внимание: в ранее прочитанных стихах зимнее небо серое, пасмурное. А здесь оно какое? («голубые небеса»)
2. После зимы идет весна – перейдем и мы. Просмотрим репродукции картин, фотография с изображением разных времен года, прочитаем произведение Пушкина о весне «Гонимы вешними лучами». Кто желает?
- Что такое «вешние лучи»? (весенние)
- Какой литературный прием использует автор для описания весны? ( на магнитной доске «ясная улыбка»)
3. Физкультминутка.
4.- Недавно мы учили стихотворение «Туча». Кто желает рассказать наизусть?
- О каком времени года, о каком дне говорится в стихотворении? (летний, радостный день, потому что «ликующий», несмотря на прошедший дождь, все рады)
- Какие слова использовал автор здесь? («ясная лазурь, ликующий день»)
5. – А сейчас вспомним стихотворение Александра Сергеевича, которое учили в прошлом году и начинается со словами: «Уж небо осенью дышало». Кто помнит? (ученик рассказывает наизусть)
- О каком времени года говорится в стихотворении? Какие ключевые слова подсказали? (осень, ноябрь)
- Через какие средства поэт описывает осень? («с печальным шумом, скучная пора»)
6. Сравниваем и делаем вывод: о каком времени года эти строки? О каком времени года любил писать А.С.Пушкин?
- Да, действительно, поэт писал:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго
- Значит, «Унылая пора!» - это про осень. Послушайте это стихотворение (учитель читает наизусть).
- «Унылая пора» - это, значит, какая пора? (скучная, печальная). Но какой знак препинания стоит? Как нужно читать такие предложения? (с чувством)
- Почему печальная краса? (потому что природа прощается, впадает в зимнюю спячку)
- (на слайде осенний пейзаж). Обратите внимание на произведение двух художников – фотографа и поэта. Фотограф (пусть с помощью фотоаппарата, а не кисти и палитры) смог увидеть, запечатлеть и передать нам необыкновенную красоту русской осени. И как Пушкин, любящий осеннюю природу, смог запечатлеть и передать нам все краски, красоту осени и тем самым невольно нас влюбить в нее.
4. Домашнее задание.
- Возможно, вы не согласитесь с Пушкиным и у каждого из вас есть свое любимое время года. Сможете ли вы влюбить нас в свое время года – узнаем на следующем уроке. Для этого вам нужно будет подготовиться, и мы продолжим разговор в творческой лаборатории. Я предлагаю следующее:
поэтессе нашего класса Лиане выразить свои мысли и чувства в стихотворной форме;
наш фотограф – любитель Саша не оставляет свой фотоаппарат во время походов. Наверняка, у него сохранились красивые снимки на память и он их принесет;
художникам Сергею и Артуру изобразить любимое время года;
остальным, я предлагаю выбрать самостоятельно: в какой форме вы желали бы защититься (рисунок, рассказ, стихотворение).
- На уроке защиты проекта вы обоснуете свои мнения. Большое спасибо. Желаю всем успехов.

5. Подведение итогов и оценивание.
- Вам понравился урок? Чем? Что особенно запомнилось? Как ты думаешь: как ты работал на уроке? Какое у тебя настроение? Оцените свое настроение и участие на уроке по пятибалльной шкале. О ком бы ты хотел говорить на следующем уроке внеклассного чтения?




15