Урок развития речи по русскому языку на тему Унылая пора! Очей очарованье!

Тема: РР. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям "Унылая пора ! Очей очарованье!
Цель: Научить выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы, видеть прекрасное в простом и обыденном.

Форма урока: обобщение по теме.
Приемы: беседа, рассказ, комментированное письмо, словарная работа.
Оборудование: Репродукции И. Левитана, ТСО, запись концерта П. Чайковского "Времена года", детские рисунки, карточки со словарными словами, эпиграф:" Славная осень!" (Н.Некрасов.)

Малая установка: (хоровое проговаривание ) Я точно знаю :
Здесь и сейчас мне ничто не угрожает!
Ход: 1. Постановка цели.
Сегодня на уроке РР мы с вами будем готовиться к сочинению по личным наблюдениям , а называться оно будет" Унылая пора ! Очей очарованье!".Наша задача - на учиться выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы, видеть прекрасное в простом и обыденном. Помните, как у известного критика:" Дайте мне хоть грязную лужу, а все остальное -это дело рук мастера."
Мы должны будем отобрать языковые средства, которые помогут при ра боте над сочинением. Этот урок будет необычен, хочется, чтобы он стал уроком настроения, раздумий, красоты и доброты. А помогать нам будут музыка, живопись и художественное слово.
( Звучит запись концерта П.И. Чайковского " Времена года ".)

2. Уч-ль : Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти. " Сумерки души ", как сказал поэт. Осень. Вечер. Мелкий, мелкий дождь , как в стихотво - рении Н. Старшинова :
Ничто меня не радует - Я многое предчувствовал
От грусти не уйдешь... И, кажется, беду.
Иду. А с неба падает Но до сих пор без устали
Последний летний дождь. Иду, иду, иду.
И на плечи, и на руки, А дождь ложится на руки,
Смывает пыль с лица. Смывает пыль с лица.
И надо мной фонарики И желтые фонарики
Покачиваются. Покачиваются.

И вдруг ловишь себя на мысли, что тебя окружает не только мрак и сырость. Откуда-то идут волны тепла и доброты, и ты не сразу осознаешь, что это последний осенний лучик солнца протягивает тебе руку.
(Музыка обрывается). Давайте обратимся к репродукциям, которые здесь представлены.

3. Уч-ца: Тема природы во все времена волновала умы и сердца поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Не обошла она и И.Левитана. Скромный, добрый мальчик из бедной семьи стал певцом окружающего мира. Особенно поражают его полот на, воспевающие красоту и богатство осеннего пейзажа. Глядя на эти полотна , невольно вспоминаешь строки : " Люблю это время года! Праздник золота и багреца!"
Уч-ль: Что хотел передать художник этими полотнами ? Что он чувствовал ? (Учащиеся делают сообщения о картинах).
Уч-ль:
А еще здесь представлены ваши рисунки, яркие, красочные, на которых вы изобразили свое настроение.
(Просмотр детских рисунков)
Осенняя тема очень интересна и широка, словно цветной, многозвучный мир, зовущий и манящий нас.

4. Чтение стихотворения " Вечное ".
И бережно, как будто бы лаская Потом еще. И все пространство вскоре
Деревьев струны, ветер ветви перебрал, Запорошило листьями окрест.
Непроизвольно музыку рождая. Взмахнули лапами деревья - дирижеры,
Вот первой нотой первый лист упал. И заиграл блистательный оркестр.
Потом еще. И все пространство вскоре А утром показалась невозможней
Запорошило листьями окрест. Безжизненность желтевшего ковра.
Взмахнули лапами деревья - дирижеры, Какая тишина! Как не похоже на то,
И заиграл блистательный оркестр. Что было здесь еще вчера.
И в этом странном многозвучном хоре Природе удается беспрестанно
Был слышен голосов стихийный шквал: Извечной новизною покорять.
Смеялся кто-то, кто-то с кем-то спорил, Жизнь по-уэлдсовски парадоксальна,
Кому-то кто-то что-то обещал. Она ничто не хочет повторять.
Кружились листья в вальсе бесконечном, И тонут в прошлом старые заботы,
Влекомые воздушною рекой. И вот уже звучит мотив иной.
Никто не видел ,как подкрался вечер, А эти листья , отмершие ноты,
Неся с собою отдых и покой. Зима покроет белой пеленой.

5. Уч-ль; На одном из уроков литературы мы говорили о картине М.Нестерова "Видение отроку Варфоломею",и вашей задачей было описать ее героев. Но была работа, которая имеет непосредственное отношение к нашей теме. Это работа Н. Болотовой, которая описала пейзаж, на фоне чего изображены герои. Прослушайте внимательно ее работу и укажите интересные синтаксические конструкции, эпитеты или сравнения.

6. Уч-ца: Вы видели картину М.Нестерова "Видение...? Нет! Так посмотрите же! И что вы там увидели ? Россию! С ее темными бесконечными лесами, светлыми, как волосы, нивами, глубокими, как глаза героев, речками. И все это наполняет душу спокойствием и умиротворением, желанием слиться с природой, сделаться ее неотъемлемой частью. И хочется петь под музыку, и хочется лететь вместе с птицами над бескрайними просторами отчизны. Никто и ничто не в силах сдержать этот порыв души.
" А кем же является Варфоломей в этом величии ?"- спросите вы. Этот голубоглазый белокурый мальчик является олицетворением русской души с ее открытостью и прямотой, с ее бескорыстием и добротой, с ее мужеством и упорством.
(Учащиеся комментируют работу).

7.Словарная работа: багряный ("багр", красный),
алый ("ал ", розовый ),
береза ("бер ",светлый, белый ".
Древние славяне почитали Берегиню -главную богиню ,мать всех духов и богатств на земле. Имя это в истории сохранилось, а ни одного изображения нет. Потому и считают некоторые историки, что Берегиню почитали в образе священного белого дерева - русской березы ).
золотой, грустный, желтый, осенний.
(Слова записаны на карточках и прикалываются на стенд).
8. Деловая игра " Аукцион ".
Уч-ль: Я - купец, предлагаю вам свой товар, вы должны показать его лицом, что же вы приобрели. ( Каждый вариант выбирает себе слово и составляет с ним предложения. Через 2 минуты подводятся итоги : кто составил 7 предложений, 6 , 5 и т. д.)

9. Комментированное письмо.
Осень. Уже ( не ) хочется выкупат.хя, (не) тян..т опустит..ся в воду. В..да (не ) замерзла, но жизнь в ней зам..ра..т. Подерж..ш.. палец в в..де, а он стын..т. Ветер шевел..т л..сточками, ж..лтыми, красными. Вот один падает в воду. Подхватыва..т его в..лна и уносит далеко (далеко). (А. Хлебникова .)
озаглавить, доказать, что это текст,
орфографическая подготовка ( объяснить орфограммы на месте пропусков и скобок),
пунктуационная подготовка ( объяснить знаки препинания ).

10. Задание на дом.
Написать сочинение об осени " Унылая пора! Очей очарованье!.." Вы можете выбрать любой жанр : эссе - жанр ,который позволяет высказывать личное мнение , не опира -ясь на чье-либо высказывание; сочинение-описание или сочинение-фантазию.
Но с какой стороны вы ни подошли бы, я желаю вам творчества и заинтересован -ности.
11. Подведение итогов урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
В 1830 г. на выставке появилась картина " Осенний день. Сокольники". Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой идет, предавшись грустным думам , молодая женщина в черном, художник сумел наполнить свою картину элегически-мягким, печальным и каким-то тихим чувством поэзии осеннего увядания и человеческого одиночества.
Известно, что о своей картине художник говорил как о не вполне совершенной: " И природа скучная, и дама скучная ". И это не удивительно. В 1879 г., в год, когда была создана картина, Левитан был вынужден покинуть Москву в связи с тем, что после покушения на Александра 11 царская администрация свалила вину за эту акцию на евреев и начала компанию их выселения. И долго еще молодому художнику приходилось ютиться по дешевым номерам гостиниц, расположенных за чертой города.
В 1890-х г. Левитан обращается к сумеречным и ночным пейзажам, к лунным тихим ночам, когда "пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит ". Перед нами картина "Сумерки. Стога ". Глядя на нее, невольно вспоминаются строки любимого им на всю жизнь Ф. Тютчева "Тени сизые смесились ":
Тени сизые смесились, Сумрак тихий, сумрак сонный,
Цвет поблекнул, звук уснул - Лейся в глубь моей души,
Жизнь ,движенье разрешились Тихий, темный, благовонный,
В сумрак зыбкий, в дальний гул... Все залей и утиши.
Мотылька полет незримый Чувства - мглой самозабвенья
Слышен в воздухе ночном... Переполни через край!..
Час тоски невыразимой!.. Дай вкусить уничтоженья,
Все во мне, и я во всем!.. С миром дремлющим смешай!.
и конечно же образы Чехова, где герои даже в скорбную минуту все же верят, что, "как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире есть и будет правда, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью ".
А вот картина " Осень ". Чудесное время года ! Все преобразовалось вокруг. Листья деревьев окрашены в разные цвета : от светло-желтого до пурпурного .Особенно хороша березка! Словно огнем охвачена! Пурпурные, багряные, золотые листочки ложатся под ноги. Ветер - проказник нарушает тишину лесов. Он срывает листья и несет их , как стаю мотыльков. Воздух чист и прозрачен. Как в сказке !
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный , легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно - сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в сущности разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья . ( Ф. Тютчев .)
15