Разработка урока по математике в начальных классах. Тема: «Приём письменного деления многозначного числа на двузначное»

Тема: «Приём письменного деления многозначного числа на двузначное»
Цели урока:
Продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление;
Закреплять навыки письменного умножения на двузначное число и умение находить в данной фигуре другие фигуры, составляющие её;
Развивать внимание.
Оборудование: Макет замка, замок; карточки-ключи; картинка печки; поленья, на которых записаны задания; рисунки с изображением царевны Несмеяны, Водяного, болотных кочек; карточки-слезинки; картинка щуки.
Ход урока.
Организационный момент
Устный счет
Уч-ль: Проверьте все ли на месте, все ли готовы слушать сказку. Мы отправляемся в сказку! А в какую сказку мы с вами попадем, вы узнаете, если откроете замок на замке.
(На доске макет замка, но он на замке. Ниже расположены карточки-ключи с примерами).
Уч-ль: Давайте подберем подходящий ключ. Шифр замка – 360. И так быстро за счет.
(Дети называют ответы и выбирают нужный ключ).
Уч-ль: Открываем замок. В какую сказку мы попали?
(По рисунку дети определяют сказку).
Дети: Мы попали в сказку «По щучьему велению».
Уч-ль: На чем путешествовал Емеля?
Дети: На печке.
Уч-ль: Мы тоже будем путешествовать вместе с Емелей на печке.
(Вывешиваю картинку печки с Емелей).
Уч-ль: Чтобы печка задымилась, загорлся в ней огонь, что нужно сделать?
Дети: Нужно печь затопить.
Уч-ль: Правильно, давайте затопим печь. А что нужно, чтобы затопить печь?
Дети: Дрова.
(Учитель показывает поленья).
Уч-ль: На каждом полене есть задания. Его нужно решить.
Вот первое:
Дядя Федор написал, папе и маме в Крым 15 писем, а в Простоквашино – в 8 раз больше. Сколько писем написал Дядя Федор в Простоквашино?
Дети: В Простоквашино Дядя Федор написал 120 писем.
Уч-ль: Второе задание:
Курочка Ряба за год снесла 160 простых яиц, а золотых – в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба?
Дети: Курочка Ряба снесла 80 золотых яиц.
Уч-ль: Третье задание:
Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/час. Сколько времени потребуется ей, чтобы пролететь на этой метле 100 км?
Дети: Ей потребуется 4 часа.
Уч-ль: Четвертое задание.
Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал 1 золотую рыбку. Сколько лет ему потребуется ещё рыбачить, чтобы поймать 3 золотые рыбки?
Дети: 99 лет.
Уч-ль:Теперь мы можем затопить печь.
Сообщение темы и целей урока.
Уч-ль: Итак растопили печь, теперь отправляемся в путь царевны Несмеяны.
(Вывешиваю на доске рисунок с изображением царевны Несмеяны).
Уч-ль: По дороге мы повторили приемы деления на двузначные числа, порешаем задачи. Путешествие будет длинным, нам встретиться разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной.
Ой, что там такое?
(Вывешиваю на доску рисунок с изображением Водяного).
Я Водяной, я Водяной,
По кочкам печку не пущу,
В болоте всех я утоплю.
Уч-ль: Ребята, давайте решим примеры, записанные на болотных кочках, тогда он нас пропустит.
На доске: 58384:41 = 1424
7626:62 = 123
14528:32 = 454
534936:62 = 8628


- Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь плот?
Его не находит.
Чтобы на речку плот опустить,
Надо задачу решить.
(Дети читают задачу из учебника. Разбирают с учителем, решают самостоятельно).
Стр. 219, задача 4

Масса урожая
1272 ц
5050 ц
7296 ц
3379 ц
2898 ц

Площадь поля
12 га
25 га
304 га
31 га
14 га

Урожайность
106 ц/га
202 ц/га
24 ц/га
109 ц/га
207 ц/га


(Чтобы найти урожайность, надо массу урожая разделить на площадь).
Уч-ль: Речку разом все переплыли.
Вот бы пора уж всем устать.
Будем сейчас мы отдыхать.
Физкультминутка.
Закрепление пройденного.
Уч-ль: Милые, милые школьники,
Пред вами сейчас многоугольники.
Вы внимательно на них посмотрите,
Все задания к ним выполните.
Рассмотрите рисунок 1 и назовите фигуры, не содержащие угол А.
Дети: Это фигуры ВСДЕ, ВСЕ, СДЕ.
Уч-ль: Посмотрите рисунки 1 и 2. Назовите многоугольники, содержащие угол Д.
Дети: Это фигуры АВСДЕ, ЕВСД на рис. 1, АВД, ЕВД, ЕДС на рис. 2
Уч-ль: Выпишите названия фигур, для которых, отрезок СЕ является общей стороной.
Дети: На рис. 1 это СДЕ, ВСЕ, АВСЕ; на рис. 2 это АВСЕ; СЕД, ВСЕ










Уч-ль: Вот мы и к царству уже подошли,
Но Несмеяну еще не нашли.

Самостоятельная работа.
(Учитель раздает каждому карточку слезинку. На них записаны примеры на деление).
77880:55 = 1416 89936:73 = 1232
29736:56 = 531 38232:72 = 531
136576:64 = 2134 773075:85 = 9095
112359:43 = 2613 149376:64 = 2334

Уч-ль: Наплакала речку,
Наплакала море.
Давайте поможем царскому горю
И решим примеры.
(Дети решают примеры, записанные на слезинках, самостоятельно).
Уч-ль: Царевна Несмеяна перестала плакать и встретилась, наконец, с Емелей.

Итог урока.
Уч-ль: Чем занимались дети?
Мы путешествовали по сказкам, выполняли задания, решали примеры и задачи.
Домашнее задание.
Уч-ль: В знак благодарности щуку примите,
Будет она в ваших книгах лежать
И все примеры, и все задачи
Будет всегда помогать вам решать.
Раздаю каждому щуку-картинку, на обратной стороне которой записано домашнее задание.
Уч-ль: На этом сказке конец, кто слушал, работал, тот МОЛОДЕЦ!!!


·