Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития


Социально-педагогическая работа с детьми
с задержкой психического развития
 
Проблема  организации помощи детям с задержкой психического развития   является в настоящее время одной из приоритетных. Все больше детей с задержкой психического развития обучаются в коррекционных и коррекционно-компенсирующих классах общеобразовательной школы. Обучение происходит в среде нормально развивающихся детей. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной помощи становится актуальной социально-педагогической  проблемой. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении, эмоциональной сфере  личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.
Социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется  как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А. Шептенко. В работах М.В. Шакуровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей, предлагаются технологии и методики работы по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.       
Современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых отводят большую роль искусству как средству коррекции «Я  -   концепции» ребенка, его самосознания, потребности в общении, самоутверждении, признании, негативных эмоциональных состояний.         Арттерапевтические  методики способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством. Арт-терапия рассматривается отечественными и зарубежными учёными (А.И.Копытин, К.Кейз, Г.Боронско и другие.) как средство психической гармонизации и развития человека в образовательной практике, как пути к разрешению социальных конфликтов и обладает очевидными преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации, формами работы.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразны. Нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых. Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в несформированности высших социализированных форм поведения и неадекватности поведенческих проявлений.
Детей  с ЗПР отличает  высокая тревожность, высокая степень психоэмоционального  напряжения, преобладание негативных переживаний, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально – личностных связей с близкими взрослыми.  Дети с задержкой психического развития, как и все остальные люди, направлены на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека. Такому ребенку необходимо не только осваивать общеобразовательные программы, но  формировать и развивать различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.
Деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР имеет свои особенности. Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.
Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое, психотерапевтическое, психологическое, социально-педагогическое Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в арт-педагогике и в арт-терапии.
 «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с  «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его лечению. Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала». Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением, так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психогигиенический, психопрофилактический и психокоррекционный фактор.
Применение метода арттерапии в качестве одного из компонентов социально-педагогической деятельности,  может выполнять, с одной стороны, уточняющую диагностическую функцию, а с другой - коррекционную, способствующую восстановлению жизненно важных функций организма и психической гармонизации в целом.
В работе социального педагога арт-терапия используется как в индивидуальной форме, так и групповой. В системе образования отдается предпочтение групповым формам. Они способствуют развитию у детей ценных социальных навыков; связаны с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы. Групповые формы занятий дают возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяют осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими.  Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние.
      Диагностическое исследование эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития  и  реализация  коррекционно-развивающая программа по формированию  эмоционально-личностной сферы с детьми ЗПР методом арт-терапии было проведено нами на базе общеобразовательных школ.  В исследовании  приняли участие обучающиеся общеобразовательных  классов и    классов коррекционно-компенсирующего обучения. Возраст детей 8 - 9 лет. Экспериментальная группа – дети с ЗПР, контрольная группа – дети с нормальным развитием.        
Были использованы следующие методики:
 «Рисунок человека»,  «Рисунок семьи , «Коллективное общение со сверстниками в художественной деятельности» .
На основании анализа материалов, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:  у детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере;  проявление эмоционально-личностной сферы  в рисунке у детей с ЗПР по некоторым качественным показателям отличается от нормально развивающихся сверстников. В актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный эмоционально-личностный фон, чем дети нормально развивающиеся. Можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися школьниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей. Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение, что коллективное общение у детей с ЗПР незрело.
Художественная деятельность создает большие возможности в превращение спонтанной непосредственной активности ребенка в опосредованное культурное коммуникативное поведение, сотрудничество, социально-личностное развитие. Это создает положительную перспективу использования художественной деятельности для преодоления трудностей коллективного общения со сверстниками и социализацию детей данной категории
Система коррекционной помощи  методами арт-терапии  способствует коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной, коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития, обеспечивает  более эффективное обучение в школе, сохранность здоровья и адаптацию к  интегрированному обучению. Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания.
        После внедрения развивающе-коррекционной программы, включающей  цикл арттерапевтических занятий,  для детей с задержкой психического развития нами была проведена диагностика с целью выявления эффективности коррекционных воздействий, и были получены следующие результаты. Сравнительный анализ первичного и контрольного срезов показал положительную динамику. Показатель заниженной  самооценки снизился  с 45% до 35%;  агрессивность с 65%  до 45% детей; показатель тревожности с 60% до 35%.  Анализ количественной оценки результатов показывает, что у детей с ЗПР нет показателей, которые остались бы без изменений.
Качественные  изменения проявились у детей экспериментальной группы с ЗПР в желании позитивного, гармонизированного сотрудничества со сверстником в художественной деятельности, в умении слушать и слышать другого, уважении к миру товарища, его мнению. В развитии культурно-коммуникативного компонента личности в общении со сверстником,  статистический анализ показал эффективность процесса сопровождения средствами искусства.
В ходе апробации программы решались задачи  изменения психо-эмоционального состояния ребенка; формирования положительной мотивации к художественным видам деятельности;     преодоления барьеров в общении,    создания эмоционально-благоприятной атмосферы. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущение собственной успешности и значимости. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии ступает место инициативности, творчеству.
В процессе опытно-экспериментальной работы рабочая гипотеза нашего исследования, в том, что использование метода арт-терапии в деятельности социального педагога способствует развитию эмоционально-личностной сферы у детей школьного возраста с задержкой психического развития, подтвердилась. Об этом свидетельствуют результаты диагностического обследования. Внедренная программа принесла позитивный сдвиг в развитии детей, такая социально-педагогическая  работа с использованием метода арт-терапии нужна, она помогает детям с задержкой психического развития в устранении неэффективного психологического напряжения, формировании положительного образа Я, регулировании эмоционального состояния.
 
Список литературы:
1.                  Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство /А.Л. Венгер. -  М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. -  159с.
2.                  Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова; под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984. - 256с.
3.                  Ильина, И. Б. Особенности коллективного общения младших школьников с задержкой психического развития в условиях художественной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.  №94. – 273с.
4.                  Копытин, А.И  Практикум по арт-терапии: практикум по психологии   /А.И.Копытин; под редакцией А.И. Копытина. - СПб.: ПИТЕР, 2001.- 448с
5.                  Лебединский,  К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/ К.С. Лебединский; под ред. К. С. Лебединского. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982. - 125с.
6.                  Медведева, Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: монография / Е.А. Медведева. -  М.: МГГУ им. А.М. Шолохова, 2007. - 309с.
7.                  Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова; 2-е изд. стереотип. – М.: АКАДЕМИЯ, 2001. – 400с.