Авторская рабочая программа кружковой работы «Палитра»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Чистопольского муниципального района РТ
Рабочая программа
по художественному кружку
«Палитра»
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Леванова Светлана Леонидовна
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Направленность – художественное творчество. 
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет).
Период обучения – 76 часов.
Режим работы: один раз в неделю по два учебных часа с перерывом на отдых.
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисования дети также  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
-  ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
В программе используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника
по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями)
Ожидаемые результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изобразительная деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.
Методы и приёмы работы с детьми
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
№ Тема занятия  Содержание. Вид деятельности.   Кол-во часов Примечание
1 «Чему я научусь» Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности 1 2 «Воздушный шар» Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель 1 3 «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками. 1 4 «Веселые картинки» Рисование ладошками. Создание композиции. Гуашь 1 5 «Петушок – золотой гребешок» Рисование сказочной птицы Акварель. 1 6 Праздничный букет Рисование осенних цветов. 1 7  «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. 1 8 «Осенний букет» Коллективная работа – составление букета из ранее выполненных цветов 9 Осенний день Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. 1 10 Осенний вечер Выполнение осенних этюдов, акварель, гуашь 1 11 «Капелька за капелькой»  - знакомство с техникой «набрызг» Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». 1 12 «Капелька за капелькой» Творческие работы с использованием новой техники. 1 13 «Кленовый лист». Конструктивное рисование Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. 1 14 «От точки к точке». Рисование по точкам Игровое занятие (соединение пронумерованных точек) 1 15  «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому». Акварель. 1 16 «Натюрморт». Аппликация Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа. 1 17 Осенний натюрморт (эскиз) Выполнение эскиза натюрморта 1 18 Осенний натюрморт (цветовое решение) Выполнение натюрморта в смешанном колорите. Акварель 1 19 «Природные формы»
Практические упражнения. Зарисовки трав, цветов 1 20 «Азбука рисования» Изображение силуэтов деревьев. Карандаш 1 21 «Техника и характер штриховки»
Линейный рисунок с натуры, по памяти;
1 22 «Линия и образ» Объёмный рисунок с натуры, по памяти 1 23 «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

Живопись:
цветовая гамма осени,
холодная гамма зимы
1 24 «Цветовой круг»
Практические упражнения - танец контрастных цветов
1 25 «Основные и дополнительные цвета»
Выполнение лирической композиции 1 26 «Ахроматические и хроматические цвета» Композиция на тему «царство ночи и царство дня» 1 27 «Азы композиции»
Композиция:
«космические дали» 1 28 «Композиционный центр»
Композиция «праздник в городе» 1 29 «Статика, движение в композиции» Выполнение композиции «зоопарк» 1 30 «Стилизация природных форм»
Орнамент:
«деревянное кружево» 1 31 «Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)» Выполнение композиции «ковер из снежинок»
1 32 «Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» Выполнение геометрического орнамента 1 33 «Выразительные возможности графических материалов» Графика:
рисуем пером птиц, растения; 1 34 «Выразительные возможности графических материалов» рисуем кистью и черной тушью фантастических животных; 1 35 «Новогодний сувенир» Бумагопластика. Аппликация. 1 36 «Новогодняя елка». Смешанные техники Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. 1 37 Морозные узоры. Знакомство с техникой «рисование воском» 1 38 «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка Использование знакомых способов и техник рисования 1 39 Декоративное рисование. Техника рисования на стекле. Выполнение эскиза 1 40 Роспись стеклянного сосуда. Акриловые краски, контурная краска. 1 41 Зимний пейзаж Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь 1 42 Зимний пейзаж Проработка деталей 1 43 Рисование птиц Конструктивное рисование птиц.  Акварель 1 44 Птицы в зимнем дворе Выполнение сюжетной композиции 1 45 Февральская лазурь Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов» 1 46 Февральская лазурь Проработка деталей, завершение композиции 1 47 «Линейная и воздушная перспектива»
Натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта) 1 48 «Формы и строение предметов»
Натюрморт из геометрических фигур на фоне драпировок со складками 1 49 «Котёнок и щенок» Выполнение набросков домашних животных 1 50 «Мои животные» Выполнение композиции Акварель. Маркер. Мелки. 1 51
Портрет друга Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. 1 52 «Моя семья» Жанр портрета. Акварель. Гуашь 1 53 «Линейная и воздушная перспектива»
Пейзаж:
этюды деревьев с натуры;
зарисовки природных мотивов 1 54 «Различные формы деревьев»
«Образ дерева» Тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето) 1 55 Правила линейной и воздушной перспективы Композиция на тему «Городской парк» 1 56 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства Работа над изображением пейзажа
«Дорога в большой мир» 1 57 Пейзаж-настроение. Колорист в пейзаже, изменчивость состояния природы в течение суток
Создание пейзажа-настроения по представлению 1 58 Динамическая открытка Знакомство с историей почтовых открыток, их видами, технологией изготовления динамических открыток, Выполнение изделия в технике аппликации по готовому образцу 1 59 Динамическая открытка Оформление изделия 1 60 Искусство иллюстрации Иллюстрации, отношение иллюстрации к предмету рассказа. Выполнить эскизы будущих иллюстраций 1 61 Слово и изображение Иллюстрация как форме взаимосвязи слова с изображением. Отражение в иллюстрации характера одежды героев, характер построек и помещений и др. 1 62 Учимся создавать образ человека по впечатлению Характерный образ героя на литературной основе
Выполнение 2-3 композиционных рисунков разных по характеру героев. 1 63 Изображение пространства Возможностями передачи пространства в пейзаже
Эскиз 1 64 «Мой родной край» Выполнение композиции на тему «Мой родной край – Татарстан» 1 65 Природа и архитектура. Выполнение архитектурно-пейзажных зарисовок на тему сочетания города с живой природой 1 66 Архитектурный пейзаж Выполнение композиции «мой город» 1 67 Весенний букет Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер. 1 68 Весенний букет Выполнение композиции 1 69 «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. 1 70 Весенняя композиция Изображение веток сирени 1 71 «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Эскиз 1 72 «Прогулка по весеннему саду». Завершение композиции 1 73 Рисование бабочек Рисование бабочек 1 74 Разноцветные бабочки Коллективная работа. 1 75 «Моя картина» Творческая работа по замыслу детей. Эскиз. 1 76 «Моя картина» Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. 1 77 «Я - художник» Выставка лучших работ. 1 78 «Я - художник» Оформление альбома «Мои рисунки» 1 Список литературы
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.