Статья Педагогические условия здоровьесбережения младших школьников в условиях класса- комплекта сельской малокомплектной школы






«Педагогические условия здоровьесбережения младших школьников в условиях класса- комплекта сельской малокомплектной школы»




























Преподавание в малокомплектной начальной школе имеет ряд особенностей. Из-за малого количества учащихся, детей приходится объединять в классы-комплекты, в одном помещении с разновозрастными учащимися работает один учитель. Класс-комплект - это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе, согласно постоянному расписанию. Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей.
Организация учебного процесса в классе, где одновременно под руководством одного учителя в одном помещении обучаются ученики первых, вторых, третьих и четвёртых классов, имеет ряд особенностей, отличающих его от учебно-воспитательного процесса в школе, где один учитель работает с детьми одного класса. Соответственно, и урок в объединённом классе отличается от урока с одной возрастной группой и по структуре, и по организационным формам.
Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от требований к уроку в школе с полной наполняемостью. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования. [8, с.65]
Необходимо учитывать особенности    анатомо-физиологического развития детей, заботиться о создании предпосылок для их психического, социального и физического развития.
Так- же необходимо реализовывать здоровьесберегающую технологию.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). [5, с.86]
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.
В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».
Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую. [1, с.118]
Рассмотрим несколько этапов выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:
1этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
соблюдение теплового режима;
поддержание в помещениях школы чистоты;
соблюдение нормативов освещенности в классах;
соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;
2 этап - условия сохранения здоровья на уроках:
формирование правильной осанки;
правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;
физкультминутки ;
использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
морально-психологические:
деловая, деятельная атмосфера;
уверенность в успехе;
доброжелательность;
раскованность [5, с.95]
Рассмотрим этот этап более подробно с помощью использования УМК «Школа России » в образовательном процессе.
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Для этого предусмотрены определённые разделы и темы. Содержание которых направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 24” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. [15, с.23-49]
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:
перспективность, оптимистичность;
жизнерадостность;
уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;
защищенность обучающихся;
дух сотрудничества;
построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.
4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:
увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;
нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;
активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;
мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,
увеличение доли времени на улучшение осанки.
5 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:
творческую активность;
поддержание благоприятного морально-психологического климата;
организацию здорового досуга;
занятия физической культуры и спортом;
апробирование приемов и средств оздоровления организма.
6 этап - пропаганда здорового образа жизни:
формирование физиологии здоровья;
обучение способам оздоровления организма;
раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
7 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
проведение медосмотров врачами комплектующего центра;
профилактика инфекционных заболеваний;
организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;
обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.
8 этап - работа с родителями:
проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;
вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;
включение родителей в воспитательный процесс;
привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.). [17, с.82-88]
Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей:
1)Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

2)Повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения .

3)Создание мониторинга изменения здоровья, деятельности и мировоззрения обучающихся.



15