Кочевые племена: киммерийцы, скифы, сарматы


Кочевой мир Великой Степи: киммерийцы, скифы, сарматы Древнейшим из народов Восточной Европы, чье название нам точно известно, были киммерийцы (VIII–VII вв. до н.э.). В источниках термин "киммерийцы" используется как собирательное название неоднородного кочевого населения степей от низовьев Волги и предгорий Северного Кавказа до низовьев Дуная. Среди этих родов и племен как наиболее сильное, видимо, выделилось племя (или союз племен) киммерийцев. Место его локализации является спорным; согласно наиболее аргументированной версии киммерийцы обитали на Северном Кавказе, в Приазовье и восточной части Северного Причерноморья. Из истории киммерийцев нам известны лишь отдельные эпизоды. Около 714 г. до н.э. они, видимо, двинулись на юг, напали на закавказское государство Урарту и начали совершать набеги на Переднюю Азию. При ассирийском царе Саргоне II (721–705 до н.э.) орды киммерийцев вторглись в Каппадокию (восточная часть полуострова Малая Азия). Они успешно воевали с соседними государствами – Ассирией, Лидией, Фригией. Часть киммерийских орд в те же годы откочевала севернее, в районы Северного Причерноморья. Причиной вытеснения киммерийцев с исторической арены было появление скифов. Одежда и быт народа киммерийцев Походы и расположение киммерийцев ЗАНЯТИЯ КИММЕРИЙЦЕВ К началу I тысячелетия до н.э. киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пасбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения и курганы. В течении IX – VIII вв. до н.э. произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическими находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие. По найденным в могилах вещам киммериец представляется нам как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча и кинжала, круглой фигурной булавы. Важнейшим предметом вооружения служил сложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а поздней из железа. Лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности. Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено. Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображали широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств. При появлении в Крыму скифов, как повествует предание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили на Кавказ, вдоль восточного побережья Черного моря в Азию. А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это в VII в. До н.э. Предметы вооружения и конской сбруи из киммерийских погребений Оружие, предметы быта и украшения киммерийцев. Киммерийская сбруя Босфор киммерийский -монета Пантикапея Киммерийские украшения из кургана у с. Зольное Божества Киммерийского времени СКИФЫ Относительно происхождения скифов существует две версии.  Согласно первой из них прародина скифов находилась в Восточной и Средней Азии. По второй версии скифский этнос сформировался в Северном Причерноморье в результате смешения пришедших из Азии иранских племен с киммерийцами. Скифы впервые упоминаются в связи с войнами в Азии в 770-е гг. до н.э. как союзники страны Мидия. Их предводителем был царь Ишпакай. Об их происхождении и взаимодействии в VII в. с киммерийцами (враги или союзники; киммерийцы как союзники Урарту, а скифы как военные партнеры Ассирии?) существует множество версий и гипотез. Очевидно лишь, что в ходе сложных военных и политических процессов в районе Кавказа, Малой и Передней Азии к началу VII в. киммерийцы были разбиты своими противниками. Частично они ассимилировались скифами, частично растворились среди других племен (ушли на Северный Кавказ и в Северную Каппадокию в Малой Азии). Период с 612 по 585 г. до н.э. (с падения Ниневии до заключения мира между государствами Мидией и Лидией) древнегреческий историк Геродот называет временем господства скифов чад Азией. Ученые корректируют сведения Геродота, определяя этот период как 652–625 гг. до н.э. или 625–585 гг. до н.э. Остается дискуссионным вопрос, было ли у скифов в VII–VI вв. до н.э. в Азии свое царство или же скифы совершали набеги на Азию издалека, чуть ли не из самого Северного Причерноморья. Начиная с VI в. до н.э. скифы четко локализуются в причерноморских степях и уже не совершают дальних походов в азиатские земли. Здесь и была создана Великая Скифия, простиравшаяся от Дуная до Дона и от Черного моря до границы леса и степи. Входившие в Великую Скифию племена делились на царских скифов (саи), по Геродоту, господствовавших над всеми остальными; скифов-земледельцев (скологов, которые жили по берегам Днепра и потому называлисьборисфепитами) и скифов-кочевников. Их окружали другие племена: на востоке – савроматы, по легенде происходившие от скифов и амазонок; на северо-востоке – фиссагеты и иирки (предки финно-угров), на севере – меланхлены ("черноплащники"), андрофаги ("поедающие людей"), будины (возможно, предки прибалтов), гелоны и невры (по разным версиям – предки балтов или славян). Западнее скифов обитали агафирсы и различные гетские племена: тирангеты, каподаки, фракийцы и др. Южнее, в Крыму, жили тавры, в Приазовье – синды и меоты. Около 514 г. до н.э. Скифия выдержала нашествие грозного врага: в нее вторгся знаменитый завоеватель – персидский царь Дарий I (522–486 до н.э.). Но персы бесславно покинули Скифию. С тех пор, если верить античным авторам, скифы стяжали себе славу непобедимых. Карта Великой Скифии Расцвет Скифии наступает в IV в. до н.э. при царе Атее, сумевшем объединить под своей властью большинство кочевых племен от Дуная до Дона. Атей разбил фракийские племена трибаллов и двинулся дальше во Фракию, где столкнулся со сферой интересов Македонского царства, находившегося в зените могущества. В 339 г. до н.э . Атей нал в битве с македонским правителем Филиппом II на р. Истре (Дунае). По легенде, в плен тогда попало 20 тыс. скифских женщин, чьи мужья полегли на поле боя. Не следует преувеличивать масштабы ослабления скифов: в 331 г. до н.э. под Ольвией они уничтожили армию Зопириона – полководца Александра Македонского и наместника Фракии, вторгнувшегося в Северное Причерноморье. Однако затем военное счастье изменило народам Причерноморья, и в 313 г. до н.э. они потерпели жестокое поражение от следующего правителя Фракии – Лисимаха. К середине IV в. до н.э. относятся и первые известия о начале вытеснения скифов сарматами на восточном направлении: сарматские кочевья достигают берегов Азовского моря (Меотиды). Хозяйство, занятия, быт, искусство скифов. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками. Основным занятием скифов было кочевое животноводство. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая его отрасль - обработка железа. Вторым основным занятием скифов были военные походы. Основу скифского войска составляла легковооруженная пехота. Но главной ударной силой были отряды тяжело вооруженных всадников, защищенных панцирями, шлемами и щитами. Скифы были превосходными стрелками, мастерски владели коротким мечом. Быт скифов определялся кочевым образом жизни. Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4-х или 6-ти колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде. В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, которые выполняли заказы богатых скифов. Замечательные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы. Среди самых известных скифских курганов - Толстая Могила на Днепропетровщине (здесь нашли известную золотую пектораль),Солоха возле с. Большая Знаменка на территории Запорожской области (здесь нашли золотой гребень), Чертомлык - недалеко от г. Никополя Днепропетровской области (здесь нашли оружие). Костюм скифов Скифский лучник Скифский воин Оружие скифов: 1—3 — железные мечи, 4—6 —железные копья Акинаки, имевшие короткий (40,0-60,0 см) симметричный клинок, зачастую использовались как парное оружие. Секира — оружие скифского война Скифский меч Акинак. Украшения скифовЗолотая пектораль Золотые подвески из склепа кургана Куль-Оба Скифский гребень Скифское золото Скифские курганы и захоронения Упадок Великой Скифии.  В IV в. до н.э. скифы вели борьбу с могущественной Македонией за влияние на Балканах и в юго-западном Причерноморье. В решающей битве в 339 г. до н.э. скифы потерпели поражение. В жестоком бою погиб и Атей, которому к тому времени исполнилось около 90 лет. После этого скифское государство начало приходить в упадок, и в III в. до н.э. Великая Скифия прекратила свое существование. Скифы отошли на юг и создали Малую Скифию со столицей в Неаполе Скифском (близ современного Симферополя). Во II в. до н.э. скифы были окончательно разгромлены сарматами, готами и другими племенами. Развитая материальная культура скифов вобрала в себя достижения местных племен, передовых цивилизаций Востока, Греции и позже Рима. И в свою очередь Скифия существенно повлияла на экономику, общественное устройство, материальную культуру населения лесостепной Украины. Сарматы В IV–III вв. до н.э. племена сарматов движутся в южнорусские степи с востока, из Поволжья и Приуралья, оттесняя скифов все более на запад. Скифы теряют свои некогда обширные земли и сосредоточиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Сильный удар по скифам нанесло государство Понт, которым правил царь-завоевагель Митридат Евпатор (121–63 до н.э.). В войне 110–107 гг. до н.э. его полководец Диофант разбил скифов. В 107 г. до н.э. скифы подняли антипонтийское восстание под руководством Савмака, вскоре подавленное. В 80 г. до н.э. военачальник Неоптолем потопил в Керченском проливе скифский флот, а зимой на льду там же была уничтожена скифская конница. К рубежу I в. до н.э. – I в. н.э. в былых владениях скифов окончательно утвердились сарматы. Однако ученые продлевают позднескифский период до III в., указывая на сохранение в ряде местностей локальных скифских общностей. В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии. В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племенагалатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён. Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устьев Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту, женщины сарматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. На войну они отправляются вместе с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги – свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины. В I в. до н.э. сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, мидийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сарматы оставались непредсказуемыми соседями, начинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов. Верования сарматов Сарматы верили в загробную жизнь, а поэтому большое значение в их верованиях имел культ мертвых Заслуга сарматов заключается в том, что, переняв элементы религиозной системы скифов, они передали их славянам Так под влиянием сарматской культуры у славян меняется тип захоронений и захоронения Риту УАЛ Умерших хоронят в грунтовых ямах с северным и южным ориентировкой В погребальном ритуале передаются жертвоприношения и тризнзна. Подобно скифов сарматы наделяли особой магической силой зеркало Сарматский обычай ломки зеркал при захоронении был отголоском различных древних представлений, по которым зеркало - вместилище души - противопоставлялось смерти И в наше время наблюдается обычай завешивать зеркала в доме, где есть покойник, и вера в то, что разбитое зеркало предвещает смерть В то же время сохранился ритуал, в котором зеркало является традиционным атрибутом Подразумевается ритуал венчания и традиционное гадание с зеркалом на нареченного. ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде. Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные из войлока и поставленные на повозки. Основной пищей их были мясо, сыр и молоко. Сарматы питались также просяной кашей. Мужская одежда сарматов мало чем отличалась от скифской. Самым распространенным был плащ греческого типа, скрепленный на плече фибулой. Головным убором служил остроконечный башлык. Женщины носили длинную одежду, часто стянутую поясом и скрепленную на груди и плечах фибулами, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол одежды обшивали мелкими бусами. Платье знатных женщин украшалось вышивкой золотом. Разнообразный ассортимент предметов быта, вооружения и украшений, обнаруженный при раскопках, говорит о существовании у сарматов различных домашних ремесел: кузнечного, бронзолитейного, кожевенного, деревоотделочного и других. Сарматские женщины занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных изделий, простой глиняной посуды. Сарматы вели оживленную торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары кочевников, а греки взамен привозили одежду, вино, украшения и другие изделия. Внешность и одежда сарматов Сарматские курганы Золото сарматов