Изучение старинных русских мер и их применение


Урок математики
«Изучение старинных русских мер и их применение»
5 класс
Тема: Изучение старинных русских мер и их применение
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Старинные русские меры и реальные ситуации по знанию старинных мер».
Задачи:
научиться пользоваться старинными русскими мерами длины;
решать задачи с использованием системы старинных русских мер;
систематизировать знания учащихся о единицах измерений;
развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль, логическое мышление;
изучить математическую литературу, которая описывает старинные русские меры;
воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника.
Организационный момент.
Хай-Файв (сигнал тишины).
- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем успеха. На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Меры длины»
Актуализация знаний. Разминка. РЕЛЛИ РОБИН (1 упр. с партнером по плечу, 2 упр. с партнером по лицу, по 30 сек.)
Давайте вспомним, как связаны крупные единицы длины с более мелкими:1 км =….. м =….. см1 м =……дм =…. см = ……мм1 дм =….. см =…. мм.
Выполните следующее задание:16 м 50 см = …… см
6 м 2 см = ………. см2 дм 4 мм = …….. мм
9 км 15 м = ………. м
(ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН )Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Для чего и как возникли единицы измерения?
Какие измерительные приборы есть у нас дома?
Необходимость производить какие-либо измерения возникли позднее, когда люди стали жить большими группами, и когда начался обмен товарами. И, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, храмов и дворцов.
Ребята, а какие измерительные приборы есть у нас в доме (сантиметровая лента, линейка, часы, термометр, счетчик электрической энергии и т.д.)?
Огромное количество измерительных приборов можно встретить на заводах, химических предприятиях, фабриках. Агроном сельского хозяйства должен знать температуру почвы, количество семян, высеянных на участке; количество удобрений.
Измерение - важнейшее дело для измерения величин были не очень точными.
Давайте прослушаем ваши ответы (на первый вопрос отвечает ученик №3 стол№1, на второй вопрос отвечает ученик №2 стол №3)

Изучение нового материала.
1)Учитель: Какие старинные единицы измерения вы знаете?
Давайте ответим на этот вопрос, при этом используя структуру СТЁ ЗЕ КЛАСС
Запишите как можно больше ответов в течение 30 секунд;
Прочертите линию после вашего последнего ответа;
Двигайтесь по комнате, чтобы записать больше идей других участников.
Посчитайте кол-во ваших ответов. Поднимите руки у кого более 10 ответов. Перечислите ответы.
2) ЭЙ АР ГАЙД
На ваших столах лежат листочки с утверждениями. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Выполнить задание вам даётся 30 секунд.
Давайте посмотрим видео.
Теперь , по завершению просмотра видео, ещё раз прочтите все утверждения.
В столбике «после» поставьте«+», если вы согласны с утверждением, или
«-», если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбике «до» и «после». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
IV. Закрепление пройденного материала.
А) устно
Задание 1. Назовите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (слайд № 2)
- Задание 2. Назовите единицы измерения в порядке убывания: пядь, локоть, верста, дюйм, аршин, вершок, сажень.- Теперь проверьте правильность выполненного задания.
Б) решение задач
Задача 1
  Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака — за 5 минут 1300 саженей.За какое время собака догонит зайца?
Решение:
За одну минуту заяц пробегает 250 саженей, а собака 260 саженей. Следовательно, за одну минуту расстояние между собакой и зайцем уменьшится на 10 саженей. Поскольку между собакой и зайцем, когда собака увидала зайца, было 150 саженей, тособака догонит зайца через 150 :10=15 минут.
Занимательные задачи
 Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?
(1 алтын = 3 к.)
Решение:
Поскольку 3/4 аршина стоят 3 алтына, то 3 аршина стоят 12 алтын и 1 аршин - 4 алтына. Следовательно, 100 аршин стоят 400 алтын, что составляет 1200 к. или 12 р.
В) Найти лишнюю единицу измерения :
7200 м 45 ц 12 сут105 см 2 года 500 м
200 кг 10 т 24 ч
1000 км 850 г 300 с
Запишите на листочке
У вас должно получится 3 единицы измерения.
Вывод разминки /Mix Pair Share ( МИКС ПЭА ШЭА)/
Звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету
-Встаньте, задвиньте стульчики.
Возьмите в руки листочки и карандаши.
Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять», затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек на размышление.
1й вопрос. Почему лишними оказались единицы измерения:
200 кг, 2 года, 500 м ?
Подумайте 3 сек(Начинает тот, кто выше ростом. Ученики делятся со своими партнерами по 20сек /Timed-Pair-Share (ТАЙМД ПЭА ШЭА)/
-Поблагодарите своего партнера
Спасибо, ты просто молодчина!
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару)
2й вопрос: А что могло бы произойти , если бы мы не изучали тему о единицах измерений ?
Подумайте 3 сек(Начинает тот, кто старше своего партнёра. Ученики делятся со своими партнерами по 20 +сек /Timed-Pair-Share ТАЙМД ПЭА ШЭА/
-Поблагодарите своего партнера
- А теперь на этот вопрос ответит Ален а. Ответь, пожалуйста, как ответил тебе Миша?
-Спасибо, ребятки, молодцы!
А теперь пройдите на свои места.
Задание 3. Допиши пропущенные единицы измерения.
Длина карандаша - 16 ... .
Продолжительность урока – 45 … .
Толщина книги – 20 … .
Высота берёзы – 10 … .
Проверим в паре . Начинает партнёр , у кого волосы темнее.
Благодарят друг друга
- Отвечает стол №1, участник №2…
-Спасибо, ребята, молодцы!
Задание 4. Работа по учебнику №276, с.54, №8, 57бит
- Выполним взаимопроверку : поменялись тетрадями для проверки с партнером по
V. Домашнее задание.
-Но сначала запишем домашнее задание.№287, стр.55
VI. Рефлексия
Наш урок подошел к концу.
Если было интересно, легко на уроке,во всем разобрались - зелёный кружок. Если иногда были трудности, сомнения -
красный кружок.
(Светофорики)
-Молодцы, спасибо за урок!