План урока по истории Казахстана Памятники неолита, неолитические стоянки на территории Казахстана


ГУ « Жаныспайская основная школа»
Учитель истории
Маякова Лада Николаевна
Класс: 6 Дата:__________________
Тема: Памятники неолита, неолитические стоянки на территории Казахстана.
Цели урока:
_ выяснить, какие неолитические стоянки были на территорий Казахстана: как и почему начался переход от материнского рода к отцовскому:
-содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать умение осуществлять рефлексивную деятельность:
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Форма урока: комбинированный урок с элементами анализа текста учебника, работы с картой.
методы и приемы: беседа, работа с текстом учебника.
Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация.
План изучения нового материала
1. Неолитические стоянки на территории Казахстана.
2.Начало перехода от материнского рода к отцовскому.
Мотивация познавательной деятельности
НА карте "Археологические памятники неолита " найдите неолитические стоянки: на территории Казахстана.
Работаем по карте
На карте "археологического памятники неолита " находим неолитические стоянки:
1. Пеньки в Северном Казахстане.
2. Зеленая балка в центральном Казахстане.
3. Усть-Нарым в Восточно - Казахстанской области.
Осмысление
На основе слайдовой презентации учитель рассказывает:
На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок. По расположению на местности их делят на 4 группы:
1) родниковую;
2) речную;
3) озерную;
4) пещерную.
Больше всего встречаются памятники у родников и на берегах рек. Очень мало стоянок в пещерах.
Во всех стоянках обнаружены наконечники стрел и копий, топоры, ножи и скребки.
В пещере Караунгир найдено много орудий труда, и сделанных из камня и костей. Встречаются и треноги, очаги. В пещере много костей животных. Караунгирцы охотились на медведей, оленей, архаров, зайцев. Судя по костям собак и волов, люди приручили хищников и одомашнили рогатый скот.
Сделайте выводы о занятиях древних людей.
Археологи описали неолитическую стоянку Сексеул в водоем, куда сбрасывали остатки животных.
Ученые, изучая эти останки, узнали, что 80% их принадлежали овцам и коровам, а оставшиеся-диким лошадям.
Сделайте выводы.
Проверьте себя!
Вывод: Древнейшие жители Сексаула преимущественно занимались скотоводством.
На стоянках Центрального Казахстана Караганда, зеленая балка обнаружено огромное скопление костей животных. Это доказывает, что древние жители занимались скотоводством. Также они охотились и ловили рыбу.
Поселения Восточного - Казахстана богаты на находки. Здесь часто встречаются мелкие каменные клинья, игравшие роль наконечников. Они использовались для изготовления составных орудий: копий и стрел, а также ножей с деревянными или костяными рукоятками. Орудия назывались составными, так как лезвие орудий были сделаны из мелких заострённых камней пластин, а рукоятка- из дерева или кости. В Восточном Казахстане в большом количестве были найдены плоские ножи, скребла, тяжёлые каменные топоры.
Сделайте выводы об особенностях стоянок неолита в Казахстане.
Проверьте себя!
Особенности стоянок неолита на территории Казахстана.
1.Почти все стоянки- открытого неземного типа.
2. Инструментальный, найденный на стоянках разнообразен: это наконечники стрел, топоры, ножи, скребки и т.п.
3. В большом количестве найдены кости овец, коров, и в тоже время диких животных (кабана, архаров ,зайцев ,барсуков и т. д). Это говорит о том, что люди занимались и охотой, и скотоводством.
Начало перехода от материнского рода к отцовскому
Собирательство и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный доход, чем охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому в период палеолита и мезолита роль женщины была ведущей, и род у многих предков современных народов строился на основе матриархата (материнского рода).
В эпоху неолита с появлением скотоводства материнский род постепенно начинает, заменятся отцовским.
Рефлексия
1) Рассмотрите на слайде иллюстрацию / Селения людей в эпоху неолита/.
Что нового появилось у древних людей в эпоху неолита по сравнению с палеолитом и мезолитом! 2) Заполните по учебнику таблицу / Памятники неолита/.
№ Название стоянки Где
Находится? Что
Обнаружено?
1 2 3 4 5 6 Домашнее задание.
Написать эссе «По следам охотников и скотоводов неолита»