Конспект урока русского языка по теме «Однородные члены предложения. Обобщение»


Целью моей работы является создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности учеников, которая направлена на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания преподаваемого мною предмета русского языка. Одной из технологий, которая мне может помочь в этом, является технология модульного обучения.
В 5 – 9 классах использую элементы модульного обучения при прохождении определённых тем, так как необходимо постепенно вводить модули в учебный процесс, приучая детей к самостоятельности. Особенно эффективным применение этой технологии, я считаю, на уроках обобщения. Данный урок, являясь заключительным в системе уроков (модуле) в разделе «Синтаксис. Предложения с однородными членами», помогает выявить уровень знаний учащихся, создать условия для формирования адекватной самооценки учащихся.
Работая с технологической картой, ребенок создает индивидуальный темп работы, получает четкую программу действий, может получить помощь как со стороны товарища, так и учителя.
Обязательным считаю использование мультимедийной презентации для постоянного самоконтроля ученика.
Домашнее задание индивидуально, так как зависит от работы на уроке, помогает оценить свои успехи в освоении темы, позволяет еще раз обратить внимание на трудные вопросы
Повторение и обобщение изученного по теме
«Предложения с однородными членами».
№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Управление обучением
УЭ - 0
3 минуты По завершении работы над учебными элементами мы должны
знать:
-опознавательные признаки ________предложения;
-что такое _____________слова, какова их роль в речи.
уметь:
-находить ___________ члены,
- соблюдать правильную ___________ при чтении предложений с однородными членами,
- обосновывать постановку ________________________;
-находить ___________________слова, ставить __________________________в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
В процессе работы над учебными элементами вы должны
знать:
-опознавательные признаки однородных членов предложения;
-что такое обобщающие слова, какова их роль в речи.
уметь:
-находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах;
-находить обобщающие слова, ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Прочитайте тему урока, подумайте, над чем вам предстоит работать на уроке. Вставьте пропущенные слова, определите цели урока.
УЭ - 1
5 минут 1.Ответь на вопросы:
Какие члены предложения называются однородными?
Как связаны между собой однородные члены?
Сколько однородных членов может быть в предложении
Что такое обобщающее слово при однородных членах?
Как соединяются однородные члены предложения?
Вспомни сочинительные союзы, знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами;
Работа в павах. Взаимопроверка.
При затруднении используй в работе теоретический модуль по однородным членам предложения .Поставь оценку за знание теоретического материала:
УЭ – 2
5 минут Найди однородные члены предложения, вставь пропущенные буквы.
Расставь знаки препинания.
Укажи синтаксическую роль однородных членов.
а) Мал з..лотник да доро.. .
б) И глупость и гордыня р..стут на одном дерев.. .
в) Зимой я либо хожу на лыжах либо катаюсь на коньках.
г) По г..рам по долам ход..т шуба да к..фтан.
д) Человеку нужны не столько знания сколько умение обобщать и анализировать.
Используй в работе таблицу по однородным членам предложения
(часть III).
Работу проверь по ключу. Поставь оценку:
УЭ - 3
2 минуты Устная работа.
1. Вспомни признаки однородности определений. Расскажи о них соседу по парте.
2. Сделай вывод. Работа в парах.
Используй в работе таблицу по однородным членам предложения (часть V).
Поставь оценку за знание теоретического материала:
УЭ – 4
4 минуты
Вставь пропущенные буквы.
Найди однородные и неоднородные определения.
Объясни постановку знаков препинания.
а) Было тих.. летн.. утро.
б) Стал накрап..вать редкий мелкий дождь .в) Всюду между дерев..ев м..лькали белые красные синие рубахи.
г) Царстве..ый дубовый лес подступал к самым окнам. Используй в работе таблицу по однородным членам предложения (часть V).
2. Проверь по ключу.
Поставь оценку:
УЭ – 5
4 минуты Уровень Б. Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания, составь схемы предложений.
Будущее пр..надлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.
Все ж..тели поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать пар..ход.
Шум брань мычание блеяние рев всё сливается в один нестройный говор.
Уровень А. Вставь подходящее по смыслу обобщающее слово. Запиши предложения, расставляя знаки препинания.
По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных _______ сарай конюшня погреба амбары застольная изба баня и господская кухня.
И море и небо и белый песок ______радовало глаз.
Посаженные заботливыми руками человека ____________ клён тополь акация берёзы зеленели приветливо и свежо.
___________ мох и внизу и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.
Используй в работе таблицу
( часть IV)
Работу проверь по ключу. Поставь оценку.
УЭ – 6
5 минут 1. Выпишите только те предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами.
В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
Из-под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.
Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.
2. Сделай синтаксический разбор этого предложения.
Взаимопроверка по ключу.
УЭ -7
2 минуты Вернись к целям урока, указанным в УЭ – 0.
Ответь на вопросы:
а) Какие правила повторяли на уроке?
б) Что узнали на уроке?
в) Достиг ли ты целей урока? I
Следи за своей речью
УЭ – 9
12-13 минут
Выполни контрольное тестирование. Работу сдай учителю.
УЭ – 8
2 минуты
Задание на дом.
Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно работали на уроке:
а) прочитаю по учебнику параграфы 24- 27, выполню упражнение 183;
б) повторю материал по схемам, выполню упражнение 183;
в) повторю параграфы 24- 27, выполню творческое задание.
Написать сочинение-миниатюру (8-10 предложений) на тему «Первый снег», используя однородные члены предложения и обобщающие слова.. Выбери домашнее задание, исходя из своего уровня освоения темы.
Итоговый тест по уроку.
 1 вариант 2 вариант
1. В каком ряду во всех словах пишется НН:
а) оловя...ый, серебря..ый, тума..ый;
б) соломе..ый, стекля..ый, замороже..ый;
в) гуси..ый, коше..ый, мороже..ый.
2. Вставь буквы. Укажи ряд, в котором все слова пишутся через з:
а) и..бранник, в..крикнуть, и..бавить;б) и..морозь, бе..молвие, и..дание;
в) ра..писание, во..делывать, бе..вкусица.
3. В каком предложении есть однородные члены:
а) Сияй, сияй, прощальный свет любви последней.
б)Не то дождь моросит с утра, не то снег сыплется на уже промёрзшую землю.
в) И видишь ты синий свод неба, да солнце, да лес.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О и О, О и О ]. (знаки препинания не расставлены)
а)На станции пахло каменным углем маслом и разогретым на солнце железом.
б)Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом.
в) Они и уважали и ценили и в то же время боялись этого человека.
5. В каком предложении (к заданию 4) необходимо поставить две запятые.
6. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) У нас здесь всякие грибы есть: и груздочки, и белые, и подосиновики.
б) И на листьях деревьев, на крышах домов, и сараев всюду лежала свинцово-тяжёлая роса.
в) И вода, и берег, и туча сливались в непроницаемый мрак.
  1. В каком ряду во всех словах пишется НН:
а) ветре..ый, карти..ый, полотня..ый;
б) безветре..ый, скоше..ый, решё..ый;
в) утре..ий, лебеди..ый, пасмур..ый.
2. Вставь буквы. Укажи ряд, в котором все слова пишутся через з:
а) бе..шумный, ра..калённый, в..лёт;б) во..ненавидеть, в..лететь, ра..веселиться;
в) ра..вернуться, бе..печный, бе..надёжный.
3. В каком предложении есть однородные члены:
а) Днём и ночью раздаётся гром орудийных залпов.
б) То небо покроется тучами, то солнце проглянет сквозь них.
в) На пороге дома показалась дама  в лиловом шёлковом платье.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О, и О, и О, и О]. (знаки препинания не расставлены)
а) Учёные и инженеры конструкторы и техники участвуют в создании этого проекта.
б) На картинах Сурикова вы увидите Петра 1 и стрельцов и царевну Софью и покорителей Сибири.
в) Но работник был далеко и не слыхал.
5. В каком предложении ( к заданию 4) необходимо поставить одну запятую.
6. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) Всё засверкало и засияло вокруг: и кусты, и лужи, и росинки на листьях травы.
б) В новом дендрарии были представлены разнообразные тропические растения, как-то: кактусы, лианы, пальмы.
в) Он хорошо знал как математику, физику так и литературу, музыку.