Конспект урока по русскому языку на тему Согласованные и несогласованные определения


6. Закрепление материала.
Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для этого нам нужно выполнить следующее задание. Для начала нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.
( Согласование, управление, примыкание)
Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика (слайд 8)
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад Выполняют задание: распределяют словосочетания по столбикам
Проверка(самоконтроль)
Проверка по ключу (слайд 9)
Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад
Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив
А теперь найдите согласованные и несогласованные определения. Какой вывод мы можем сделать? Какой способ связи соединяет согласованное определение с определяемым словом? Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений. Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения? (слайд 10)
(Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм в опорных записях)
1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. если да, то это согласованное определение
4. если нет, то это несогласованное определение
А) Упражнение 3 на стр95. (слайд 11)
К данным существительным подберите прилагательные. Напишите их согласуя с существительными в роде, числе и падеже. Составьте 2-3 предложения с любыми из этих словосочетании .Переведите на казахский язык.
Какой? Какая? Какое?
…обычай …легенда …поколение
…случай …традиция …общество
…вывод …идея …открытие
…доклад …статья …сочинение
…материал …площадка …оборудование
Слова для вставок: народный, древний, новый, большой, интересный, несчастный, положительный, строительный. Физкультминутка.
Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.
Кожаный пиджак, иллюстрированный журнал, книги из библиотеки, дорогой друг, юбка в клетку, полосатый шарф, желание хорошо учиться, медлительная походка
Работа с учебником(слайд 11)
Упр. 5 стр.96
Прочитайте. Озаглавьте текст. Составьте план для пересказа.
Имя замечательного казахского музыканта-исполнителя Курмангазы Сагырбаева известно далеко за пределами Казахстана .С юных лет проявил он большие способности в игре на домбре. И очень скоро прославился в родном краю как прекрасный музыкант, сочинитель мелодичных песен и кюев, которые летели по всей необъятной казахской степи. Вслушайтесь в его мелодии:словно ветер проносится над степью, пригибая седой ковыль.
В конце тридцатых годов ХІХ века в краю, где жил Курмангазы, произошло восстание под предводительством Исатая Тайманова. Волнениябыли жестоко подавлены. Композитор навсегда запомнил страдания народа и посвятил ему свой кюй «Кішкентай».
Годы нужды и странствий не сломили Курмангазы. Его песни выражали безграничную любовь к родному краю. Курмангазы сочинил прекрасные песни для своего народа,которые более полутора столетий звучат над степями Казахстана и далеко за его пределами.
Перевести выделенные слова на казахский язык

Проверка.
Как вы думаете какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения?
Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее
А теперь давайте поработаем самостоятельно.
(Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)
Взаимопроверка (работа в парах)
6. Самостоятельная работа:
Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.
На витрине стояла ваза из хрусталя.
Эта ваза из хрусталя.
Дверь слева вела в подвал .Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.
На обед подали восхитительный борщ по-флотски.
Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.
7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:
На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).
Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).
Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.
Мечта отдохнуть (несогласованное)
так и не сбылась этим (согласованное) летом.
На обед подали восхитительный (согласованное)
борщ по-флотски (несогласованное).
Напротив стоял кирпичный (согласованное)
дом в два этажа (несогласованное).
Выполняют задание по вариантам
Проверка – работа в парах
6. Итог урока
- Что называется определением?
- Какими бывают определения?
- Какую роль играют определения в художественном тексте?
Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее
- Над чем мы работали в течение урока?
- Что удалось на уроке?
- Над чем еще нужно поработать?
- Зачем нам нужен был этот урок? какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения?
7.Рефлексия
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Заполняют анкету
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание На выбор: (слайд 27) Упр.4 на стр.95
Творческое задание: Соберите материал о жизни и музыкальном творчестве Курмангазы и подготовьте выступление перед своими одноклассниками. Лучше, если вы будете сопровождать своё выступление прослушиванием песен и кюев Курмангазы.