Открытый урок по русскому языку на тему Однородные и неоднородные определения (8 класс)


Тема урока: «Однородные и неоднородные определения».
Цели урока:
Формировать умения различать однородные и неоднородные определения;
Работать над составлением схем простых предложений, осложненных однородными членами предложения;
Развивать пунктуационные навыки при оформлении однородных членов предложения;
Воспитывать умение работать на опережение, работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, интерактивный.
Межпредметная связь: биология, казахский язык.
Оборудование: таблицы, слайды, разноуровневые карточки, дидактический материал.
Ход урока:
Организационный момент
Объявление темы урока. Сообщение порядка работы на уроке. Задачи урока. Запись в тетрадях даты и темы урока.
Актуализация знаний
- Что называется предложением?
- На какие виды делятся предложения?
- Какими бывают простые предложения по наличию грамматических основ?
- А по наличию второстепенных членов?
- Чем бывает осложнено простое предложение?
- Какие члены предложения называются однородными?
- Что может быть однородным?
- Сколько рядов однородных членов может быть в одном предложении?
- Являются ли повторяющиеся слова однородными?
Выборочное списывание
Выпишите.
1 вариант: предложения, в которых однородными являются главные члены предложения.
2 вариант: однородными являются второстепенные члены предложения.
Расставьте знаки препинания.
1. Растворились в темноте рощи сады поля.
2. Луна освещала сад дорожку беседку.
3. Осенняя листва падала на скамейки дорожки землю.
4. Сверкала гремела извивалась молния.
5. Недалеко от дома находились яблоневые вишневые сады.
6. Дождь прошел но землю не напоил.
Синтаксическая пятиминутка
Переход к новой теме. Дать полную характеристику предложению.
Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.
Ключ: повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространенное, осложнено неоднородными определениями.
Работа с таблицей.
Значения неоднородных определений. Наблюдение по таблице.
Цвет размер вкус форма материал
белый большой сладкий круглый шерстяной
синий маленький горький треугольный ситцевый
красный огромный кислый бесформенный шелковый
Сравните:
1. На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой сладкий арбуз.
2. На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.
Сравнительная таблица
Виды определений.
Однородные Неоднородные
1. Перечислительная интонация. 1. Нет перечислительной интонации.
2. Одинаково относятся к главному слову. 2. Одно относится к главному слову, другое – к словосочетанию.
3. Можно между ними поставить союз И. 3. Нельзя поставить союз И.
4. Близки по смыслу, дополняют друг друга. 4. Характеризуют предмет с разных сторон.
5. Запятая ставится или не ставится, согласно правилам. 5. Запятая не ставится.
Закрепление.
Прочитайте. Какие определения являются однородными, какие – неоднородными? Перепишите, расставляя запятые.
1. На станции зажглись белые красные зеленые огоньки.
2. И вдруг я близёхонько увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины.
3. Желтые дубовые заросли стояли в росе.
4. За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.
Словарная работа.
БлизёхонькоПихтовые леса
Опережающее задание.
Сообщение учащегося о пихте.
Уровневая работа.
1. Низкий порог сложности.
Однородные или неоднородные?
Мы переходили речку через длинный каменный мост.
2. Промежуточный порог сложности.
Синтаксический разбор предложения.
Вдруг раздался со двора громкий мужской голос.
3. Высокий порог сложности.
Творческое задание. Дополнить предложения и записать.
1 вариант: однородным определением:
В нашей стране быстро развивается автомобильный … транспорт.
2 вариант: неоднородным определением:
… кирпичное здание выходит в переулок.
Рефлексия:
- Что такое определение?
- Какими бывают определения?
- Перечислите признаки однородных определений.
- Перечислите признаки неоднородных определений.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Подобрать 5 предложений с однородными и неоднородными определениями.