Занятие по окружающему миру на тему Живой уголок для 2, 3 классов УМК ПНШ

Проект занятия (урока) по ОС «Перспективная начальная школа»






Тема «Живой уголок» (десятое заседание клуба)
(окружающий мир, 2 класс)

Номинация конкурса:
«Учебное занятие в форме заседания клуба младших школьников» и «Урок в логике интегративного подхода, используемого в ОС «Перспективная начальная школа»


Учитель: Егорова Елена Николаевна, МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа»
Устюженского муниципального района







2016 г
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
Тема учебного занятия: Живой уголок (десятое заседание клуба)
Место урока в теме: заключительный урок (№44) в изучении темы «Разнообразие животных» содержательного блока «Человек и природа»
Тип урока: комбинированный
Цель: учить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка)
Планируемый результат: в области предметных планируемых результатов обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка).
Задачи урока:
- знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;
- составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;
- индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба;
- формирование:
личностных УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
познавательных УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей.
коммуникативных УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
регулятивных УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Оборудование к уроку: учебники «Окружающий мир», ч.2, учебники «Русский язык», ч.2, цветные сигнальные карточки (зелёная, красная, жёлтая), карточки с дополнительным материалом об обитателях живого уголка, ссылки для выхода в интернет, ноутбуки.

Ход урока:
Этап урока, задачи в деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный момент


Приветствует присутствующих
+ Дорогие друзья, добро пожаловать на десятое заседание клуба «Мы и окружающий мир».
+ Для проведения заседания необходимо выбрать председателя. Какие будут предложения?

Организует выбор председателя заседания
+ Кто согласен с данными кандидатурами? Голосуйте сигнальными карточками.


Напоминает правила заседания клуба (плакат на доске):
( Работать должны все.
( Каждый может высказать своё мнение.
( Один говорит, остальные внимательно слушают и мысленно анализируют то, что будут говорить.










Предлагают кандидатуры председателя.






Голосуют цветными сигналами:
«зелёный» -согласен; «красный» - не согласен.







коммуникативные УУД: - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности







коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определение темы и задач занятия


Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Предлагает председателю занять своё место и объявить тему заседания
+ Председателем заседания выбран Анисимов Артём. Прошу председателя занять своё место и объявить тему заседания, её можно найти на странице 32 учебника «Окружающий мир».
+ Какое задание необходимо выполнить всем присутствующим?
+ Что можно сделать, чтобы задание всегда было перед глазами?

Вывешивает карточки с заданием на доске. (Приложение 1)
+ Ребята, все ли слова в задании понятны?







+ Итак, задание стало понятным, приступим к его выполнению.








Артём занимает место председателя за столом у доски, объявляет тему заседания клуба.


Председатель читает задание по учебнику

Второклассники предлагают записать задание на доске






Обращают внимание на слово со звёздочкой: доклад*, предлагают узнать его значение в Толковом словаре (учебник «Русский язык», ч.2, стр.104), читают «вслух» значение данного слова.



коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи



познавательные УУД: - умение работать с текстом;


Актуализация темы занятия
Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба


+ Прочитайте 1 абзац на стр.32. и скажите, какие животные содержатся в живом уголке школы села Мирного? Живут ли они в нашей местности?

+ Внимательно прочитайте текст на странице 32 до конца и подготовьтесь ответить на вопросы председателя.



Читают «про себя», отвечают на вопросы






Читают «про себя» 2 и 3 абзацы;
Председатель с помощью карточки-подсказки задаёт вопросы:
-Почему ребята содержат своих животных в помещении?
-Почему члены клуба не могут выполнить просьбу маленького Коленьки выпустить всех животных из клеток?
Ребята отвечают на вопросы председателя
познавательные УУД: - умение работать с текстом;
регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи

познавательные УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Выступление гостя, постановка проблемного вопроса
Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними



Представляет гостя, предоставляет ему слово
+ Дети, я хочу представить вам нашего гостя – Сердцелюбова Ольга Евгеньевна, ветеринар Устюженской ветеринарной клиники.

Задаёт проблемный вопрос
+ Как вы думаете, ребята, отчего возникают различные проблемы при содержании экзотических (не местных, живущих в других странах) животных?







+ Как не допустить неприятностей при содержании животных дома?
+ Где можно узнать всё о содержании экзотических животных?



Слушают рассказ ветеринара (Приложение 2)






Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы:
- От незнания, чем кормить животное
- От того, что хозяин не купил домик для животного
- От того, что не знают, как правильно ухаживать за животными
- От того, что в доме есть разные опасности для животных

- Нужно узнать, как правильно о них заботиться

-В энциклопедиях, в интернете, у ветеринарного врача, в учебнике и т.д
коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Получение новых знаний
Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними













Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Организует работу в группах
+ Предлагаю найти ответ на некоторые вопросы о содержании экзотических животных. Для этого определитесь в группах, кто будет работать с учебником, а кто – с карточкой или по ссылке в сети Интернет.

Наблюдает за работой, при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе основных моментов выступления.








+ Много интересного рассказала о возможных обитателях живого уголка каждая группа. Пожалуйста, оцените выступления товарищей цветными сигналами:
«зелёный» - это знать необходимо
«жёлтый» - не обязательные сведения
«красный» - можно и не знать







Распределяют работу в группах.
Председатель даёт задание каждой группе
(Приложение 3)


Самостоятельное чтениеё подготовка к рассказу о прочитанном



Председатель предоставляет слово каждой группе.
Ребята рассказывают о том, что узнали об обитателях живого уголка

После выступления каждой группы с помощью сигнальных карточек оценивают выступления товарищей цветными сигналами:

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
регулятивные УУД: - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи


познавательные УУД: - умение работать с текстом;




регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи



Закрепление полученных знаний
Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба
Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними


При необходимости помогает правильно сформулировать ответ на вопрос










Обобщает знания детей
+ Ребята, что такое, по-вашему, живой уголок?
+Только ли домашних животных в нём содержат?
Подводит промежуточный итог урока
+ Какие задания для членов клуба выполнили? Что осталось выполнить?
Председатель с помощью карточки-помощницы задаёт вопросы ребятам:
- Сравните клетки хомяков и попугаев. Почему у птиц в клетках есть жёрдочки?
- Зачем в аквариум помещают зелёные растения?
- Что такое террариум*?

Второклассники отвечают на вопросы
личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения
коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;


Подготовка к составлению доклада
Задача: составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;



Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними





+ Для того, чтобы составление доклада не вызвало у вас затруднений, я предлагаю составить его план.
Открывает на доске перепутанные пункты плана
(Приложение 4)
+ С чего нужно начать выступление? О чём рассказать потом?

+ Ребята, у некоторых из вас дома есть экзотические животные. Кто хочет рассказать о своём подопечном, используя данный план?









Предлагают порядок, закрепляя на доске каждый пункт

1-2 ученика рассказывают о своих животных, остальные – слушают и анализируют выступления. (Приложение 5)

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи







личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения
коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия;

Домашнее задание
Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними


+ Ребята, я предлагаю желающим подготовить доклад о своём домашнем питомце к следующему уроку. Какое ещё задание вам захотелось выполнить дома?






Предлагают и записывают варианты домашнего задания:
- нарисовать своего домашнего питомца;
-подготовить сообщения о других обитателях живых уголков;
-сделать плакат с фотографиями домашних любимцев;
-найти интересные сведения о животных живого уголка
- выполнить задания в Тетради для самостоятельной работы
коммуникативные УУД: умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Итог урока, рефлексия








Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

+ Ребята, какие задания клуба нам удалось сегодня выполнить?
+ Оцените пользу нашей работы с помощью сигнальной карточки:
«зелёной» - эти знания мне нужны
«жёлтый» - возможно, когда-нибудь, эти знания мне пригодятся
«красный» - эти знания мне не нужны
+ Как оценит работу клуба председатель заседания?

+ Спасибо за работу всем членам нашего заседания.
+ Всегда были и есть люди, которые любят животных.  Многие заводят домашних питомцев по своему желанию или по просьбе детей. Хочется, чтобы, приняв сегодня такое решение, не пришлось завтра об этом жалеть и тяготиться. Слушайте свое сердце и не забывайте известную, но очень важную истину:
 «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

Называют выполненные задания


Оценивают пользу полученных знаний










Слушают оценку председателя


Слушают
регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи


коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия;



личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения




Приложение 1 (задание для членов клуба)
Познакомиться с возможными обитателями живого уголка.
Составить план доклад об одном из возможных обитателей живого уголка;
Приложение 2 (примерное выступление ветеринара)
+ Каждый день на работе я встречаюсь с разными домашними питомцами, которых приводят к нам их хозяева. Почти в каждом доме есть кошки или собаки. Кроме них, в нашем районе есть морские свинки, черепахи, хомячки, попугаи. Встречаются и шиншиллы - сходные по виду с белкой животные из отряда грызунов с ценным мягким густым и длинным мехом.
Не могу сказать, что хозяева этих животных очень часто обращаются к нам с возникающими проблемами, но такие обращения есть. Обычно это – нарушение пищеварения или результат неправильного содержания экзотических животных.
Приложение 3 (задания для работы в группах)
Задание для группы №1:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании морских свинок и хомячков (стр. 33 в учебнике), дополнительно – на карточках, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О хомячках: Хомяки – настоящие артисты. И в мультфильмах они главные герои, и в рекламе  снимаются. Они очень любят двигаться. Эти малыши, весом всего лишь в 100 граммов, обожают карабкаться по туннелям, крутиться в колесе или просто смешно бегать. Они запросто за раз могут пробежать шесть километров в том же колесе. А может они просто надеются куда-нибудь добежать? Ведь время от времени  они останавливаются, выпрыгивают из колеса, осматриваются и бегут дальше.
Домашние хомяки очень отличаются от тех,  кто живет в дикой природе. Те целый день заняты, чем бы набить свое брюшко. Они  очень любят зернышки пшеницы и тем самым наносят серьезный вред сельскому хозяйству. Даже само слово «хомяк» - означает «враг, который нагибает стебли к земле».

О морских свинках: Морская свинка была привезена в Россию из-за моря, из-за чего первоначально и называлась "заморская". Впоследствии же слово "заморская" изменилось в "морская". Морская свинка не имеет никакого отношения и к свиньям. Мнения, почему животные получили такое название, расходятся. Одни источники утверждают, что свинки были так названы из-за строения головы зверьков. Другие объясняют это тем, что звуки, издаваемые свинками, похожи на похрюкивание и повизгивание свиней.
Морские свинки - самые большие домашние грызуны. Морским свинкам необходима большая клетка. Животных необходимо регулярно выпускать на волю, чтобы они могли размяться и порезвиться. Этим животным нужно уделять как можно больше внимания.

О хомячках: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О морских свинках: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание для группы №2:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании канареек и попугайчиков (стр. 33-34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О канарейках: Как нам уже подсказывает название «канарейка»  её родиной являются Канарские острова. Маленькими группами летают канарейки на поиски каждодневного корма.
В кустарниках и деревьях строят они свои гнёзда, в которых выводят и выращивают своих птенцов. Чаще всего у них появляются 4-5 птенцов и важной задачей для родителей является добыча корма для всей семьи.
Как попали предки наших пернатых друзей в наши края? Причина  в их прекрасном пении. Испанские мореплаватели сразу обратили своё внимание на красивое пение канареек и уже в 1450 году начали привозить их с собой в Испанию, где и продавали их.

О попугаях: На самом деле попугаев очень много, более 350 видов. Самый большой попугай – амазонский. Его рост – метр. Самый маленький попугайчик в мире - размером всего 9 см (это меньше 2 спичечных коробков), а уж масса его и вовсе 11 с половиной граммов. 
Теперь расскажем про клюв. Самый гигантский клюв в мире десяти сантиметров в длину! И принадлежит он черному какаду. Своим клювом, словно кусачками, какаду может переламывать многие твердые предметы. И не всегда это палки. Поэтому теперь задумайтесь, а нужно ли совать палец в клетку к незнакомому попугаю? 

О канарейках: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О попугаях: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание для группы №3:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании черепах и рыбок (стр. 34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О черепахах: Черепахи – долгожители: могут жить более 100 лет. О возрасте черепах могут рассказать кольца, которые появляются ежегодно на щитках, из которых состоит панцирь. Черепах можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды.
Общаясь с людьми, черепахи запоминают их лица. Вытягивание шеи, внимательное слушание – реакция черепахи на ласковую речь. На грубую речь реакция другая – черепаха прячется в панцирь.

Об аквариумных рыбках: Где живут рыбы? В морях, озёрах, реках. Но есть рыбы, которые живут у нас дома - в аквариуме. Поэтому их так и называют - аквариумные рыбы. И видов этих рыб сегодня насчитывается очень много.
Самые обычные аквариумные рыбки - гуппи - бывают различной окраски, от серебристо - серой до золотисто - оранжевой, голубой, зеленой, разноцветной.

О черепахах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Об аквариумных рыбках: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 4 (План доклада)
- Название животного, его кличка
- Содержание животного и уход за ним
- Особенности животного
- Для чего вы держите это животное*

Приложение 5 (примерные выступления учеников)
Выступление Димы М.: «У нас дома есть хомячок Хомка. Он живёт в клетке, там ему безопасно. В клетке есть домик-коробка, в которой Хомка прячется, когда спит. На дне коробки опилки. Я меняю их каждый день. Звёрёк любит есть семечки, варёные овощи. Я ставлю ему маленькую ванночку с водой. Хомка не любит, когда его берут на руки – он хочет сразу убежать. Этого зверька мне подарили на День рождения, я люблю смотреть на него и ухаживать за ним».
Выступление Димы Н.: «У нас в хлеву живёт ослик Яшка. Мы купили его в Ярославском зоопарке. Яшка любит есть сено, овёс, хлеб и сахар. Я часто кормлю его. Яшка добрый, на него часто приходят посмотреть другие ребята. Летом мы бегаем с ним по лужайке, катаемся на нём».











15