Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК ПНШ ФГОС — 35 недель

Пояснительная записка
Примерная авторская программа О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»).
Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану СОШ (приказ №20-од от 08.05. 2015года) в программу внесены изменения: предмет «Окружающий мир» в 3 классе изучается 70 часов в год: 2 часа в неделю, 35 учебных недель.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ( частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма ( одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества ( осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
сравнивать и различать формы земной поверхности;
находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
приводить примеры веществ;
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
сравнивать свойства воды и воздуха;
следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
характеризовать кругооборот воды в природе;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
описывать достопримечательности Московского Кремля;
различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить место изученного события на ленте времени;
находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить на ленте времени место изученному историческому событию;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

Содержание учебного предмета

№ п/п
Наименование раздела
Содержание программы

1.
Изображение Земли на глобусе (12 ч)

Глобус модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.

2.
Неживая природа (22 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.
Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

3.
Тайна недр пород. Почва (9 ч)
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.

4.
Природные сообщества (7 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (23 примера на основе наблюдений).
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

5.
Человек и природные сообщества (8 ч)


6.
Путешествие в прошлое (12 ч)

Лента времени. Города России Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практикум
Практические работы: работа с картой города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий музей.

























Тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.


п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Как основа формирования и развития УУД
Примечание









план
факт


Личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные


1






Наш мир знакомый и загадочный.

Повторе
ние изу
ченного
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


2








Глобус – модель земного шара

Изучение нового
Сформирован
ность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


3




Материки и океаны на глобусе
Изучение нового материала
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


4










Формы поверхности
Земли

Комбинированный
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


5


Экскурсия «Формы поверхности родного края»
Экскурсия
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
Регулятивные.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


6


Географическая карта.
Комбинированный
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



7




Учимся читать карту

Комплекс
ное приме
нение зна
ний на прак
тике
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



8







План местности.

Комбинированный
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



9


Холмы и овраги
Комбинированный
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



10


Стороны горизонта
Изучение нового
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



11




Ориентирование на
местности. Компас.
Комплекс
ное приме
нение зна
ний на практике
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



12-13








Урок-соревнование
Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности
Обобщение изученного
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



14




Тела, вещества, частицы.

Изучение нового
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


15




Твёрдые вещества,
жидкости и газы.
Изучение нового
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


16




Вода – необыкновенное
вещество.
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


17
27\10





Свойства воды в жидком состоянии

Практичес
Кая работа
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


18
28\10

Термометр и его устройство.

Изучение нового

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


19
10\11

Свойство воды в твёрдом состоянии (свойство льда)

Практичес
кая работа
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
и их синтеза
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


20
11\11





Свойство воды в
газообразном состоянии.

Изучение нового
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


21
17\11







Готовимся к школьной
олимпиаде.
Проверочная работа
«Вода и ее свойства»
Комплекс
ное приме
нение зна
ний на практике
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


22
18\11









Круговорот воды в
природе

Изучение нового
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


23
25\11

Туман и облака. Осадки.
Комбинированный
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


24
27\11

Вода – растворитель.
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


25
1\12

Растворы в природе.
Практическая работа
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


26
2\12



Почему воду
надо беречь?
Обобщение изученного
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


27
8\12









Готовимся к школьной
олимпиаде

Комплекс
ное приме
нение зна
ний на практике
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


28
9\12







Океан, которого нет на карте и глобусе.

Изучение нового
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


29
15\12

Воздух – это смесь газов.
Комбинированный
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


30
16\12



Свойства воздуха.

Практичес
кая работа
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


31
22\12







Готовимся к школьной олимпиаде

Комплекс
ное приме
нение зна
ний на практике
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


32
23\12



Температура воздуха

Изучение нового
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


33
29\12

Ветер
Комбинированный
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


34
12\01

Что такое погода?
Обобщение изученного
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные.
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


35
13\01





Урок-соревнование
Заключительный урок по теме: «Вода и воздух»
Урок-контроль
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


36
22\01



Горные породы
Изучение нового
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


37
26\01

Горные породы
Комбинированный
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


38
27\01



Разрушение горных
пород.
Комбинированный
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


39
9\02









Что такое минералы?

Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


40
10\02

Полезные ископаемые.
Комбинированный
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


41
13\02

Свойства полезных
ископаемых.

Практическая работа
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


42
16\02



Почему надо беречь
полезные ископаемые?
Обобщение изученного
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


43
17\02





Полезные ископаемые
родного края.
Комбинированный
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- добывать новые знания: извлекать информацию,
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


44
24\02



Как образуется почва

Изучение нового
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


45
27\02

Почва и её состав
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


46
1\03




Зачем и как люди
заботятся о почве
Экскурсия
Экскурсия
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


47
2\02





Лес и его обитатели

Изучение нового
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


48
9\03

Луг и его обитатели
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


49
15\03

Поле и его обитатели
Комбинированный
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


50
16\03



Пресный водоём и его обитатели.
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


51
21\03



Болото и его обитатели

Комбинированный
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


52

22\03




Экскурсия «Природные
сообщества родного края и их обитатели»
Экскурсия
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


53
23\03









Обобщение по разделу «Природные
сообщества»

Обобщение изученного
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


54
5\04







Значение лесов

Изучение нового
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


55
6\04



Безопасное поведение в лесу.
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


56
1204

Луг и человек
Изучение нового
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


57
13\04

Надо ли охранять
болота?
Комбинированный
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


58
19\04

Дары рек и озёр
Комбинированный
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


59
20\04



Безопасное поведение у
водоёмов
Обобщение изученного
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


60
23\04



Человек – защитник
природы
Обобщение изученного
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


61
26\04

Природа будет жить.

Комбинированный
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.




Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


62
27\04

Обобщение по разделу «Человек и природные сообщества»

Проверочная работа
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


63
4\05





Лента времени

Изучение нового
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


64
10\05

Золотое кольцо России
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


65
11\05





Золотое кольцо России

Проверочная
работа
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


66
14\05



Путешествие по Санкт - Петербургу
Комбинированный
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя


Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации, предложенных учителем
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


67
17\05



Путешествие по Санкт - Петербургу
Обобщение изученного
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


68
18\05



Готовимся к школьной
олимпиаде
Комбинированный
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
тест

69
24









Экскурсия
«Достопримечательности родного края»

Экскурсия
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


70
26

Обобщение «Мы и окружающий мир»
Обобщение изученного
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Регулятивные: умение  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы


Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.Окружающий мир 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.
3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.2012
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Печатные пособия
Справочные пособия, энциклопедии;
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Иллюстративные материалы (комплекты открыток).

Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Компьютер

Учебно – практическое оборудование
Термометр для измерения воздуха.
Лупы.
Глобус.

Натуральные объекты
Гербарий культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения).

Интернет ресурсы:
 "Умник" Всероссийский детский интернет-фестиваль: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Интернет-ресурсы для школьника: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт для учеников младших классов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Первая помощь   -   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]      
Школьный портал   -   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14415




15