Методическая разработка логопедического занятия по теме Постановка звука Л

Логопедическое занятие с учащимися группы ОНР 3 класса.
Тема занятия: «Постановка звука Л».
ЦЕЛЬ: Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.

Задачи:
Коррекционно – обучающие:
Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
Формировать направленную воздушную струю.
Продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков.
Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
Коррекционно – развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения, социально-адаптивные навыки.

Оборудование:
Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, презентация по теме занятия, логопедический профиль артикуляции звуков Л, видеофрагменты.

Ход занятия
1. Организационный момент:
1) Вводное слово учителя-логопеда (формулирование Цели и Задач занятия):
- Сегодня мы с вами научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответьте, вы любите сказки? Хотите, чтобы я рассказала вам сказку о веселом язычке? Тогда смотрите и слушайте.

2. Подготовка к постановке звука [Л] (артикуляционная гимнастика)
Знакомство со сказкой
- Жил-был на свете Язычок. Познакомьтесь с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто?(часики). Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» - сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто».
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»
Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение «Качели». Весело качаться с Язычком на качелях!
Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3. Развитие мелкой моторики.
Задание: обведи по точкам рисунок.
-Что у вас получилось? Пароход.

4. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Пароходы». (Развитие плавного длительного выдоха.)
- А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка ффф, щеки не раздувать.
Мы научились давать сигнал, а теперь поучимся гудеть как пароход.




5. Постановка звука [Л]
Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука). Где находится кончик языка? Р.: кончик языка вверху. Зубы сомкнуты или раскрыты? Р.: Раскрыты. Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? Нет. Послушайте сначала, как гудит мой пароход.  Посмотрите, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за  верхними зубами.
- На что похож мой язык? Да, на парус.
Давайте возьмём зеркала и попробуем сделать такой же парус.
- Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произносим громко звук [Ы]. (вместе, поочерёдно). Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Вы сегодня научились произносить новый звук. Скажите его еще раз.

6. Пальчиковая гимнастика.
Разомнем наши пальчики, повторяйте за мной: поочередно прижимаем  пальцы к большому пальцу – ал, ол, ул, ыл) Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.

7. Давайте немножко подвигаемся.
Физминутка

8. Закрепление.
- Ребята, а  на какой звук похожа песенка парохода?
- На Л, конечно, у нас с вами получился  звук Л!
Давайте поиграем с этим звуком.
Развитие фонематического восприятия.
Игра  «Поймай звук».
 Слушайте меня внимательно, если услышите  звук Л, хлопните в ладоши. Готовы?
л    д  ж  л  в  у  п   р  л т м л
ла па ри   ил ит ин ен ел ул ув
воробей, котёнок, лев, щенок, лиса, яблоко, груша.
Задание на логику
Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам, слайд).
Мяч, кактус, юла, машинка.
Утка, собака, курица, гусь.
Котёнок, лисёнок, цыплёнок, зайчонок.

9. Итог занятия.
Мне понравилось с вами играть.
- А какой же звук мы сегодня научились произносить?
- Л,
- Да, правильно, у нас получился   звук Л. Звук Л у нас согласный, звонкий, твердый.
На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.

10. Рефлексия:
наша сказка подошла к концу, вам понравилось наше занятие, если- да, то покажите мне улыбающийся смайлик, если- нет, грустный.

Релаксация (музыка)






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пароходик (18 точек) stop smile Заголовок 215