Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука Р


Аббакумова С.И.,
учитель-логопед
г.Челябинск
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука Р.
Цели:
Учить правильно произносить звук (Р) механическим способом;
Развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание;
Воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование:
зеркало, зонды, шпателя, бинт, спирт, профиль артикуляции звука Р, слоговые дорожки, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Рассматривание картинок. Выделение картинок, в названии которых есть звук (Р).
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Упражнения для подвижности кончика языка:
«Маляр»: Красить комнаты пора. «Барабан»: В барабан мы сильно бьем
Пригласили маляра. И все вместе мы поем.
Челюсть ниже опускаем, «Д-д-д-д!».
Маляру мы помогаем.
Ручной массаж кончика языка.
Массаж языка зондом с шариком на конце.
3. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
Посмотрите на меня как я его произношу звук Р.
- губы открыты;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует;
- по середине языка идет теплая воздушная струя;
- голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
Если участвуют все органы артикуляционного аппарата и воздушная струя не может свободно проходить, значит этот звук.(согласный).
- А теперь поговорим о звонкости звука Р.(на голышке, закрыванием ушей)
- Так какой же это звук по звонкости? (звонкий).
- Какой это звук по напряжению спинки языка? (твердый)
4.Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
«Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д).
Произнеси быстро длинный ряд дддд».
В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Получается рокот, характерный для произношения звука Р.
5.Физминутка. «Мы играем на гармошке».
6.Развитие фонетического слуха.
Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
7.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах: др-а; др-о; др-у; др-ы.
8.Домашнее задание: Тренировать раскатистое длительное др с помощью зонда с шариком.
9.Итог занятия
Сегодня мы учились произносить звук Р.
Что происходит с губами, зубами, языком?
Какой он по артикуляции, по звонкости?
10.Оценка работы ребенка на занятии проводится с положительной психотерапевтической направленностью.