Конспект индивидуального занятия на тему: Постановка звука [к].


Конспект индивидуального занятия
Логопедическое заключение: ОНР III уровня
при дизартрическом компоненте.
Тема: Постановка звука [к].
Цель: Обучение правильному произношению звука [к].
Задачи:
Образовательные:
обучение правильному выполнению движений по инструкции;
формирование знаний правильной артикуляции звука [к];
выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков;
объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.
Коррекционные:
создание нового речевого рефлекса;
развитие мелкой моторики;
развитие внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;
развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха.
Воспитательные:
воспитание положительного интереса к занятию.
Оборудование: зеркало, шпатель, картинки (с изображением гуся, леса), разрезная азбука, артикуляционные профили. План занятия:
Оргмомент. Установка на занятие.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Самомассаж языка.
Упражнения для развития речевого дыхания.
Уточнение артикуляции звука [к].
Постановка звука [к].
Релаксация.
Упражнение на развитие моторной сферы.
Упражнения для развития фонематического восприятия.
Итог занятия.
Ход занятия:
I.Оргмомент. Установка на занятие.Логопед. Здравствуй. Как твои дела? Как настроение?
(Логопед обращает внимание на осанку ребенка, проверяет хорошо ли ребенок видит себя в зеркало.)
Ребенок. Здравствуйте!(садится)
Отлично!
Хорошее!
Проводится игра «Чудесный мешочек».
Формирование ритмической организации высказывания
Логопед. Произноси слоги со сменой ударения, отхлопывая ритм:
«та—та′», «та′—та», «па′—па′—та′», «та— па′—па», «па — та—та», «па′ – та—па—та».
Ребенок. Произносит слоги, отхлопывая ритм.
Сообщение темы занятия:
Логопед. На занятии ты будешь учиться произносить звук [к].
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед. Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ. Посмотри в зеркало на то, как я буду выполнять упражнения и сделай также:
- для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, произвольно двигать челюстью вправо влево.
- для губ и щек: надувать обе щеки одновременно; надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую); придавливать кусочек бумажки языком к верхним резцам, затем сплевывать ее.
- для языка:
«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1: вытягивание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому нёбу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт губы в улыбке).
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка» 3: то же со шпателем.
- для мягкого нёба: покашливание, позевывание, произнесение гласных звуков на твердой, затем мягкой атаке.
Ребенок. Повторяет за логопедом.
Массажные упражнения:
Логопед. Выполняй со мной упражнения для массажа языка.
а) побить непослушный язычок губами и произносим: «пя-пя-пя»;
б) покусать непослушный язычок зубами;
в) расчесать непослушный язычок между зубами.
Ребенок. Повторяет за логопедом.
3. Упражнения для развития речевого дыхания:
Логопед. Выполняй со мной упражнения для дыхания.
1. Дыхание носом с широко раскрытым ртом.
вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (пф! пф! пф!);
рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Логопед. А теперь представь, что мы с тобой пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Посмотри на картинку. Давай подышим:
Если уж в лесу гулятьНадо воздухом дышать! Подышите, как я.Выдох – пфффПаузаВозврат дыхания – пфффПауза.Возврат дыхания – с-с-с-сПауза.Возврат дыхания – пфффПауза.Возврат дыхания – с-с-с-с.
Ребенок. Повторяет за логопедом.
4. Уточнение артикуляции звука [к].
Логопед. Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [к]. Посмотри на артикуляционный профиль Я буду говорить тебе, а ты повторяй:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
-зубы разомкнуты,
- кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое нёбо (на стыки твердого и мягкого нёба), боковые края языка слегка касаются задней части твёрдого нёба;
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки и закрывает проход в носовую полость;
- голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют – голос не образуют;
- воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом, выход сильный.
.Логопед. Показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.
Ребенок. Смотрит в зеркало, слушает инструкции, повторяет за логопедом.
5.Постановка звука [к].
Логопед. Мы с тобой узнали, как у нас располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [к]. Теперь давай попробуем его произнести.
Если у ребенка высокое готическое нёбо, то устранение недостатков произношения звука [к] практически невозможно. В этом случае не следует тормозить развитие глоточной артикуляции звука.
По подражанию.
Логопед. Показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад (подогнуть язык, как кулачок).
Как курица зовет цыплят?
Ребенок. «Ко-ко-ко».
Логопед. Как квакает лягушка?
Ребенок. Ква - ква.
Механическим способом.
Логопед. Произноси слог [та].
Ребенок. Та.
Логопед. Шпателем слегка надавить на кончик языка, затем отодвигает язык назад.
Ребенок. Ка.
Релаксация.
Логопед. Так, хорошо. Давай немножко отдохнём. Повторяй за мной:
“Все умеют танцевать.Прыгать, бегать рисовать,Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).Посмотрите, мы олени,Рвётся ветер нам на встречуВетер стих, Расправим плечиРуки снова на колени,А теперь немного лени.Руки не напряжены И расслаблены…..Знают девочки и мальчикиОтдыхают теперь ваши пальчики,Дышится легко….ровно….глубоко”.
Ребёнок. Повторяет движения за логопедом.
Упражнение на развитие моторной сферы.
а) пальчиковая гимнастика:
Логопед. А теперь давай поиграем с пальчиками. Посмотри кто изображён на картинке?
Ребенок. Гусь.
Логопед. Давай попробуем с помощью пальчиков изобразить гуся.
«Гусь»
Логопед. Ты не бойся, это гусь Я сама его боюсь. Гусь стоит и всё гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.
Ребенок. Повторяет за логопедом, изображая гуся.
б) развитие моторной сферы:
Логопед. Какой звук мы учились произносить?
Ребенок. Звук [к].
Логопед. А звук [к] обозначается буквой К.
Это Ж, а это Ка:
Целый жук и пол жука.
Выложи букву К из мозаики.
Ребенок .Выкладывает букву К из мозаики, а затем пишет букву К в тетради.
Упражнения для развития фонематического восприятия
Логопед. Сейчас поиграем в игру «Услышь – стой»
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
Назначается запретный звук [к].
Ребенок. Становится лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов.
Логопед. Называет слова (звуки, слоги).
Ребенок. На каждое слово делает шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук [к] в любой позиции. В этом случае пропускает шаг.
III. Итог занятия.
Логопед. Ещё раз назови, какой звук мы сегодня учились произносить?
Как располагаются губы, зубы и язычок?
Ребенок. Показывает артикуляцию звука.
Логопед. И напоследок давай произнесём его.
Ребёнок. Произносит звук [к].
Логопед. Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше. До свидания.