Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р.


Цель:
коррекционно-развивающие
-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;
-максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;
-развитие кинестетической основы организации движений;
-формирование адекватных фонематических представлений
коррекционно-образовательные:
-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
коррекционно-воспитательные:
-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.

Оборудование:
артикуляционный профиль звука Р; индивидуальное зеркало; зонд, спирт, вата; игра «Звуковая мозаика», фишки; лист с изображением узора


Ход занятия:

Орг.момент
Сегодня для занятия нам необходимо: профиль артикуляции, комплексы артикуляционной гимнастики, и появился новый предмет – логопедический зонд, он похож на палочку, и будет твоей волшебной палочкой, он оживит твой язычок, заставит его работать.

Игра «Повтори, не ошибись»
Кот-ток-кот
Сок – ток – сок
Лоб – нос- лоб

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

Упражнение для выработки напора воздуха
Инструкция:
«Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы»:
шепотом («Фырканье лошади») до 5 раз
с включением голоса («Тпрр..»)

Упражнение для языка

Инструкция:
«Каждое упражнение выполняй четко, медленно, под счет от 1 до 8»

Язык широко распластать и просунуть между зубами.
Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык.
Язык и губы при этом не напряжены,
ладонью руки, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.



2. «Лошадка»
Инструкция:
«Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и пощелкай кончиком языка.
Щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал бы вниз. Нижняя челюсть неподвижна».
С переменным темпом
Быстро (под счет от 1 до 8)
медленно

3. «Барабанщики»
Инструкция:
«Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д» (до 5 раз)

. 4. «Болтушка»
Инструкция:
«Высунутый широкий язык на звуке А быстро «болтается» сначала»
между губами,
между зубами
за альвеолами
Произносим одноударный Р в слогах: «р
·а-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру» с форсированным произнесением последнего слога.
Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной.


3. Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р
Логопед : «Я произносит звук, а ты посмотри на мою артикуляцию и ответь какие органы работали при его произнесении»

(ученик дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль)
Кончик языка поднят к альвеолам,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.
губы открыты
зубы разомкнуты
на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха
звук – звонкий


4. Физминутка

Игра «Слушай и повтори»
На звук А – хлопнуть в ладоши,
На звук У – закрыть глаза ладонями
На звук И – улыбка.

Материал: у,а,и,а,а,у,и,а,у





5. Постановка звука Р в два этапа:

1 этап
Ставится фрикативный звук Р без вибрации от протяжно произносимого звука Ж без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).
Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.
2 этап
С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.


6. Развитие звукового анализа
Игра «Звуковая мозаика»
Перед ребенком жетоны – оранжевые, голубые.

Инструкция:
«Если слово оканчивается звуком Р, клади оранжевый жетон. Если звуком Л– голубой

Слова: запер, пол, пар, гнал, бугор, бежал, забор, , мухомор, стул, набор


7. Развитие кинестетической основы организации движений .

Инструкция: «На планшете продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки»


8. Итог занятия:

Смысловая рефлексия занятия (что училась делать на занятии?)
Эмоциональная рефлексия занятия (за что ты себя можешь похвалить?)






























15