Методическое сообщение по английскому языку Повышение эффективности уроков английского языка


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Проблемой сегодняшнего обучения является низкая эффективность традиционных занятий. Традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого обучаемого в учебный процесс, поскольку он является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия: преподаватель сам планирует, организует процесс учения, вносит изменения в цели и деятельность обучающихся. Таким образом, обучаемый, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявить самостоятельность, развивать личностные качества. Эту проблему в какой-то мере может решить реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку на основе использования обучения в сотрудничестве, разноуровневого обучения, метода проектов и др. Данные технологии достаточно органично адаптируются поурочной системе занятий, а также позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого студента. Основная цель обучения в сотрудничестве – создание условия для активной совместной деятельности обучаемых в разных учебных ситуациях. Одно из принципиальных положений личностно-ориентированного обучения – ориентация на формирование самостоятельности и инициативности, подразумевает специализация учебного процесса для различных групп обучаемых.
При изучении новой темы на первом этапе формирования лексических навыков наиболее адекватной моделью учебного взаимодействия является парная работа. Студенты после перевода текста выполняют упражнения на основе материала данного текста.
Обучающиеся выполняют упражнения: перевести слова с английского на русский и с русского на английский, используя текст. Закончив работу, они обмениваются мнениями и сверяют результаты, если есть разногласия, то работа продолжается в сменной паре. Так как каждый из них работает в своем темпе, то тот, кто быстрее выполнит первые 2 упражнения, (это, как правило, хорошисты и отличники) начинает делать другие упражнения, более сложные. На втором этапе совершенствования лексических навыков проходит тренировка с целью репродуктивного и рецептивного овладения речевыми единицами. Это развитие умений, в нашем случае, в основном, монологической речи. На данном этапе студентам предлагаются такие задания, как: составить предложения из слов; ответить на вопросу по тексту; поставить реплики в нужном порядке; восстановить диалог, составить диалоги по предложенным ситуациям и т.д. Задания третьего уровня: уметь самостоятельно употреблять лексику в необходимых ситуациях, диктуемых условиями общения: например, кратко пересказать текст; рассказать о географическом положении изучаемой страны, о её климате и т.д.; выбрать правильные утверждения; доказать, что Лондон является древним городом; расскажите о своем городе, используя фразы из учебного текста и т.д. Таким образом, действуя поэтапно, продвигаясь от простых заданий к более сложным, студенты овладевают умением общаться на заданную тему, учатся культуре общения. Во время работы групп я наблюдаю, как осуществляется поиск решения поставленной проблемы на каждом этапе, чтобы ошибки не остались неисправленными, если какая-то группа испытывает затруднения, то включаюсь в работу данной группы.
Очень часто использую возможности проектной методики. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов работы. Часто прибегаем к теме проектов при изучении страноведения, по теме «Защита окружающей среды». В ролево - игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не стоит заострять внимание на ошибках выступающих, ведь основное внимание их направлено на содержательную сторону высказывания. Но все ошибки следует записать, систематизировать, а затем отработать на уроках в различных упражнениях. На втором курсе проводили внеклассное мероприятие по творчеству группы Битлз. На четвертом курсе проводили урок по страноведению по методу проектов. Студенты заранее готовили проекты по теме «Англоговорящие страны», затем выступали на уроке, сопровождая свой рассказ презентацией. Данные технологии повышают эффективность урока английского языка, имеют большую образовательную ценность, поскольку направлены на формирование ключевых компетенций, способности самостоятельно действовать в социальных условиях, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступать и аргументированно проводить презентацию данного результата.
Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации. Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося. По моему мнению, это должно способствовать развитию креативности обучаемых, что в конечном итоге приводит к максимальной реализации их накопленного опыта и способностей.   Современный урок должен способствовать личностному росту обучаемых, помогать ощутить им себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому студенту обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала обучаемого, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.   Таким образом, гуманность современного урока состоит в развитии творческого потенциала личности каждого студента, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого из них на уроке, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. 
Качество образования зависит не только от образовательных технологий и методов, но и от качества образовательных программ, потенциала обучающихся и средств образовательного процесса. В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Преподаватель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон процесса обучения. В заключение хотелось бы привести слова немецкого педагога, прогрессивного политика А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

15