Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии МБОУ «Комсомольская СОШ№1» Карповой С.И.


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя технологии МБОУ «Комсомольская СОШ№1»
Карповой С.И.
“Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру” /Д.С. Лихачев/
Проблема, над которой я работаю «Развитие творческого потенциала учащихся на основе проектной деятельности».
Актуальность и перспективность опыта
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Метод проектов включен в образовательную область «Технология». Он предполагает проектную деятельность школьников, в процессе которой они усваивают знания, умения, навыки, обретают опыт творческой работы.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Для выполнения поставленной задачи применяю на уроках и внеурочной деятельности технологию ученического проектирования – метод проектов.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Работа над проектом позволяет учащимся наиболее полно раскрыть свой потенциал. В процессе работы над проектом у учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка проблемы, планирование работы, проведение исследований, сбор данных, разработка или освоение новых технологий обработки материалов, анализа результатов, презентация и реклама готовых изделий. У учащихся развивается логическое мышление, воображение, формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату.
Как учитель технологии стараюсь формировать у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Для закрепления у школьников интереса к изучаемому материалу советую сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.
Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.
Не секрет, что огромное значение в достижения желаемого результата для творческой личности оказывает вдохновение. Источником вдохновения для моих учеников при выборе темы проекта часто служит богатая библиотека ярких, красочно иллюстрированных книг по рукоделию, а также прогулка по страницам Интернет-ресурсов. Часто учащиеся самостоятельно осваивают новые для них, а иногда и для меня виды рукоделия. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися по тому, что им интересно найти пути ее решения. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата.
Приятно наблюдать с какой гордостью и радостью они демонстрируют результаты своего труда. И я стараюсь научиться у них чему- то новому.
Наличие теоретической базы опыта. «Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».
Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно. Сегодня метод проектов одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.
Творческий проект в предмете «Технология» – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи и до её воплощения в совместной с учителем деятельности.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
При выполнении проекта у учащихся могут возникнуть специфические сложности, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Своей главной задачей как учителя, я считаю создание для каждого ребенка условий для успешной работы, творческой обстановки, вызывать у детей желание творить, вступать в диалог с учителем. Учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учета неповторимых особенностей каждого ребенка.
Для обеспечения индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся мной разработаны дидактические материалы по предмету «Технология».
На своих уроках стараюсь активно применять ИКТ.
На уроках использую мультимедийные презентации по различным темам.
Работа с мультимедийными пособиями осуществляется на различных этапах урока: как способ объяснения нового материала, как способ создания проблемной ситуации, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.
Информационные технологии применяю для изготовления выкроек с помощью программного продукта, разработанного фирмой ЛЕКО «Компьютерный журнал моделей». В каталоге рисунков предлагается выбрать понравившуюся модель, ввести четыре размерных признака (рост, обхваты груди, талии и бедер). Через несколько минут детали выкройки будут распечатаны на любом принтере. Подобное использование компьютерной техники позволяет за короткое время получить точную выкройку для раскроя изделия. Использование данной методики дает положительные результаты:
- ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;
- активизируется учебная деятельность школьников, повышается мотивация обучения;
- экономится учебное время для реализации творческих проектов;
- стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;
ИКТ активизируют и облегчают познавательную деятельность учащихся. Для выполнения и защиты проектов учащиеся готовят мультимедийные презентации, используют различные Интернет-ресурсы.
Продуманное оформление класса (со вкусом подобраны и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками.
Анализ результативности
Результатом моей работы является:
- творческие работы позволяют раскрыть свой потенциал тем учащимся, которые не блещут знаниями по другим предметам;
- собственное творчество детей, которое помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения;
- стремление учащихся к самостоятельному поиску новых видов рукоделия;
- открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика;
- увеличение количества учащихся посещающих внеурочные формы занятий;
- качество знаний по предмету- 67%;
- учащиеся становятся победителями районных олимпиад по технологии и призерами республиканских олимпиад:

2012 год
Ризаева С.- призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
Соловьева С.- победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; участница регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;

2013год
Тремаскина Ю., Лиясова В., Ризаева С., Соловьева С.,-победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
Тишина Н.-призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
Ризаева С., Соловьева С. -участницы регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;

2014 год
Лиясова В.- .- победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
Ризаева С., Тремаскина Ю., Яшина Я.- призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

2015 год
Лиясова В.- .- победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Тишина А.- .- победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
Захаркина В.- призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
2016 год

Лиясова Вероника- победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
Лиясова Валерия- призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
- проявляется стойкий интерес к изучению предмета; к участию в конкурсах декоративно - прикладного творчества муниципального, республиканского и всероссийского уровней:
Год ФИ уч-ся, класс
Мероприятие
Уровень участия
муниципальный республик российский
2012-13 Горбатова А., 6кл
Всероссийский творческий конкурс «Уши,лапы и хвост»
Победитель
Позднякова И.,11кл
Всероссийский конкурс прикладного творчества «Весна благоухает нам!»
Призер
Жадаева Е., 11кл
Всероссийский конкурс прикладного творчества «Пасхальный звон»
Призер
Тремаскина Ю.,7кл
Муниципальный конкурс «Флора-дизайн»
Призер
Ризаева С., 10кл
IVМежрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»
Призер
2013-14 Лиясова В.,8кл V Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»
Гран-при
Лиясова В.,8 кл. Муниципальный конкурс «Флора-дизайн»
Победитель Тремаскина Ю. 8кл. Муниципальный конкурс «Флора-дизайн»
Призер 2015-16 Лиясова В., 10кл
VII Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»
Гран-при
Коллектив «Art Team»
Муниципальный конкурс «Флора-дизайн»
Победитель Коллектив «Art Team»
Республиканский конкурс «Флора-дизайн»
Призер Авдошкин М.,5кл Муниципальный конкурс «Защитим лес» Призер - творческая группа учащихся выступают с демонстрациями коллекций одежды на фестивале «Шумбрат Мордовия», на школьных и районных праздничных концертах (см. Приложение).
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
При выполнении проектов тематика может предлагаться самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, как прикладные, так и творческие. И для того, чтобы организовать совместную работу с учеником, учитель должен владеть самыми разнообразными видами рукоделия, а при необходимости и овладевать ими в течение короткого времени.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные и игровые ситуации. Поэтому опыт может быть полезен как учителям технологии, так и использован учителями смежных дисциплин, классными руководителями, руководителями кружков, клубов, в которых ведется творческая работа.
Приложение

- на фестивале «Шумбрат, Мордовия!»

- на республиканской олимпиаде, 2016год

- на районном конкурсе «Флора-дизайн»

- на республиканском конкурсе «Флора-дизайн»

- на межрегиональном фестивале «Параскева-рукодельница»


-проект «Юбка»
Работы учащихся



- Лиясова В. - участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в г. Санкт-Петербург, 2015г.


- проект «Модели-переделки из кожи»



- на уроке «Плетение из бумажных трубочек»

Творческие работы учащихся