Интегрированный урок по познанию мира и самопознанию по теме «Астана-главный город страны»

Интегрированный урок по предметам самопознание и познание мира по теме: «Астана – главный город страны»
Цели:
1. Общеучебные:
- Сформировать знания о столице Казахстана г. Астане, познакомить с историей развития, географическим положением, архитектурой, экономикой, транспортом;
2. Развивающие:
- Развивать мышление, речь, наблюдательность, прививать любовь к красоте.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь и гордость за свою страну, чувство патриотизма, стремление узнать больше;
План урока:

1.Вступительное слово учителя.
2.Чтение стихотворений на казахском и русском языках о Казахстане.
3. Постановка темы занятия.
4. Сообщение учителя.
5. Чтение стихотворений на казахском и русском языках о столице.
6.Работа в группах.
7. Практическое занятие.
8. Подведение итогов
9.Рефлексия.

Ход занятия:
1.Вступление учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. У нас сегодня присутствуют гости. А когда мы приглашаем гостей? (праздник) И сегодня мы с вами тоже будем вести разговор о празднике-дне рождения. А какой город празднует свой день рождения? (Астана)
(СЛАЙД 1)
Вот если посчитать, то столица нашей родины почти многим из вас ровесница. Ей исполняется 13 лет. Но не только у главного города нашей страны день рождения, а еще 6 июля свой день рождения празднует президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев.
И я вас всех приглашаю в «Круг радости». Наше занятие мы откроем песней «Мой Казахстан». (СЛАЙД 2)
А скажите, что принято дарить в день рождения?
(Теплые слова, поздравления, подарки)
Представьте, что у каждого из вас сегодня день рождение и вам так хочется услышать в свой адрес теплое слово от своих близких, родных, друзей. Давайте сейчас подарим хотя бы по одному теплому слову-поздравлению друг другу.
2.Стихотворение на каз.яз «Казакстан»
Ен даласын
Егін жапKан.
Бар баласы
БаKыт тапкан.
МеніS жерім,
ТуCан елім-
К_н с‰улелі JазаKстан!
Стихотворение «Город милый, Астана».
За горами, за лесами,
За далекими морями.
Там в восточной стороне.
В той, что часто снится мне.
Город средь степей стоит,
Сквозь него река бежит.
Город Астаной зовут.
В нем друзья мои живут.
3. Постановка темы занятия.
- Итак, мы с вами будем говорить о столице нашей родины – Астане.
(СЛАЙД 3)
Цитатой нашего занятия я предлагаю взять слова Аль-Фараби «Город, в котором люди помогают друг другу в делах, обретая счастье, является добродетельным городом».
-Как вы понимаете выражение «добродетельный город», «добродетель», «нравственность».
(СЛАЙД 4) (Работа со словарем Ожегова)
4. Сообщение учителя.
- Астана в переводе с казахского «столица».
Как вы понимаете слово «столица»?
(СЛАЙД 5)
Просмотр фильма об истории города
(СЛАЙД 8)
5. Стихотворение «Звезда Астаны».
Там, где три сошлись дороги,
В небо три стрелы взлетели.
Три сестрицы-недотроги,
Три стрелы – стальные стелы.
Тронули за сердце многих
И стремглав, вдруг, ввысь взлетели,
Стелы, очертаний строгих,
Ветры песни им запели.
А над ними, в небе синем,
Всем на зависть городам,
Словно нимб святой богини,
Ярко вспыхнула звезда.
Той звезде святое имя
Дали – Астаны звезда,
Чтобы в небе темно-синем,
Засияла навсегда.
А внизу, у стел подножья,
Там, где сходятся дороги,
Бросив вызов бездорожью,
Три коня вздыбили ноги.
Бьют копытом кони-боги,
На дыбы стремглав взлетели,
Три пегаса над дорогой,
Взмах крыла, и полетели!
(СЛАЙД 9)
6.Работа в группах.
1 группа - рассказ о гербе г. Астаны;
(СЛАЙД 10)
-Как вы понимаете слово герб?
- Что изображено на гербе?
- Какие цвета преобладают?
- Что обозначают?
В основу герба положен круглый восточный щит. В синем поле на фоне пурпурной крепостной стены – белый крылатый сакский барс. Изображение барса выполнено в скифско-зверином стиле. На голове барса – золотая корона в виде головного убора казахских ханов. Корона символизирует Верховную освященность истории города – отвагой и самоотверженностью последнего хана казахов Кенесары, мудростью и мужеством первого Президента Республики, принявшего судьбоносное решение о переносе в этот город столицы вновь возрожденного государства. Пурпурная крепостная стена напоминает о истории возникновения города как крепости, как военного форпоста. Белый цвет символизирует благородства и чистоту помыслов. Геральдический щит обрамлен полосой из золотых пшеничных колосьев, символизирующих международную известность и славу региона как всемирно известной житницы ценных и твердых сортов пшеницы и города – как столицы хлебного края. Колосья обрамлены золотой каймой. Вверху щита – шанырак, символ очага у казахов. В нижней части птица – золотая полоса с буквенным изображением прямым шрифтом – Астана.
(СЛАЙД 11)
2 группа – составление коллажа;
- Экономика.
Астана – крупный экономический центр Казахстана. Большое влияние на хозяйственное развитие города оказала железная дорога на Карталы, построенная в 1931-1936 годах. В Астане находится крупнейший в Казахстане завод сельскохозяйственных машин. Имеются насосный, чугунолитейный, вагоноремонтный заводы и другие предприятия машиностроения и металлообработки. Кроме этого, есть химический завод, предприятия легкой и пищевой промышленности, лесопильный и кирпичный заводы, типография. Близ Астаны – каменноугольные шахты. Производство стройматериалов.
- Транспорт.
В городе имеется железнодорожный узел, расположено управление Целинной железной дороги. Через город проходят автомобильные дороги Челябинск-Алматы и Астана-Петропавловск. Городской транспорт представлен троллейбусами, автобусами, маршрутными такси.
- Культура.
В столице имеются четыре высших учебных заведения, Акмолинская областная филармония, музеи, театры, библиотеки.
К культурно-просветительским учреждениям города можно отнести также Конгресс-холл, Дворец молодежи и Президентский Центр Культуры.
(СЛАЙД 12,13,14,15,16)
3 группа – экскурсия в картинках.
- Кто из вас, дети, побывал в нашей столице и что вам запомнилось?
(СЛАЙД 17)
7. Практическое занятие.
Письмо- поздравление
- Ребята, а давайте с вами напишем детям из города Астаны письмо. И письмо наше будет не простое. А письмо с поздравлениями. У каждого из вас на столе лежит ручка и бумага, я прошу вас сейчас на этих листочках написать какое-то пожелание нашему главному городу, представьте, что вы пишите поздравление себе. А письмо мы это отправим нашим друзьям из школы-гимназии № 22, г.Астана.
8. Подведение итогов
Каждому имениннику мы уже сказали, что на день рождения дарят подарки. Мы с вами сейчас послушаем стихотворения и таким образом подарим свои подарки.
Стихотворение «Астанамыз» на каз. яз.
Ел б™бегі б_лдіршін, жаз баламыз.
Астанамыз Астана - бас Kаламыз.
АлCа ныK басамыз,
Bасырдан асамыз.
М‰Sгі бір жасаймыз,
Астанам - Астана.
Стихотворение «Родная Астана»
Встречает всех радушная столица.
Ей нравиться с людьми повеселиться.
Блистает яркими огнями Астана
Живи, мой Казахстан, родимая страна!
Живи, родная Астана, живи!
Дружи с Москвой и с Токио дружи.
Дружи со всеми городами мира.
Ведь ты любима нами - ими будь любима!
Околдовала нас чудесной силой.
Для нас ты стала самой милой.
Прекрасной стала ты столицей –
Красивой и могучей львицей
Ты воспитала доброту, единство.
Лишь за тебя сердца все будут биться!
Как родина, ты независима, свободна.
И ты затянешь кого и что угодно!
Ты как царица в нашем Казахстане.
Всегда ты будешь лишь на первом плане.
- А еще одним подарком ко дню рождения города будет танец.
9.Рефлексия.
Круг «От сердца к сердцу».
Исполнение песни «Все еще впереди».