Внеклассное мероприятие по биологии игра -соревнование Экологическая тропа

«Экологическая тропа»
(Игра – соревнование).

Цель: проведение учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы; создание условий для воспитания экологической культуры.
Задачи игры:
Познакомить детей с флорой и фауной ХМАО-ЮГРЫ;
Дать представление о значении природы для человека, о взаимосвязях в природных сообществах;
Познакомить учащихся с лекарственными растениями и их значением для человека;
Дать понятие об антропогенных факторах воздействия на природу;
Познакомить учащихся с правилами поведения на природе, показать необходимость бережного отношения к ней;
Формирование навыков творческой деятельности.

Экологическая тропа проводится в четыре этапа:
подготовительный;
непосредственное проведение игры;
организация и проведение выставки поделок и рисунков, выпуск газет;
подведение итогов и награждение.

На подготовительном этапе нужно решить следующие задачи:
Определение общей концепции будущего мероприятия, содержания экологической тропы.
Поиск обзорных точек экологической тропы или интересных природных объектов, с которыми нужно будет ознакомить участников игры.
Картирование местности и прокладывание маршрута тропы, изготовление маршрутных листов для отрядов участников. Маршрутные листы должны быть составлены таким образом, чтобы каждый отряд прошёл все игровые точки – станции и при этом одновременно на точке оказалась бы только одна группа участников.
Изучение видового многообразия растений и животных на обзорных точках.
Определение функций и распределение ролей среди консультантов – вожатых на каждой станции.
Подготовка оборудования (полевые щиты, где указывается название этапа и его основные обозначения; указатели, фото и иллюстрационный материал, если необходимо)
Проведение инструктажа по технике безопасности для организаторов и её участников.
Подготовка аптечки.


Во время проведения игры следует.
Чётко разъяснить правила игры и обратить внимание ребят на необходимость соблюдения правил поведения в природе.
Учесть уровень подготовленности участников.
Заранее подготовленная экспертная группа ведёт подсчёт результатов игры.

На заключительных этапах важно.
Подвести итоги. Организовать награждение и поздравление победителей
Привести в порядок место проведения экологической игры на тропе.
Подготовить материал, собранный на тропе для использования на уроках экологии и биологии.
Подготовить выставку лучших работ ребят. Каждому отряду выпустить газету.
Помочь детям подготовить выступления о тропе на линейке или организовать концерт.
Предложить и помочь описать свои впечатления об игре – тропе в местной газете.

Примерное содержание «Экологической тропы».

1. Станция «Природная».
1.Какое дерево является символом Югры?
2.Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки?
3.Это хищное животное живет в лесу, имеет пятнистый окрас, кисточки на ушах, хорошо прыгает по деревьям, её еще называют большой кошкой.
4.Это животное умеет хорошо прыгать по деревьям, питается шишками, грибами.
5.Хвойное дерево со специфическим запахом, часто ветки этого дерева используют в бане.
6.Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
7.Хвойное дерево с короткими хвоинками, его считают новогодним деревом.
8.Человек, занимающийся охраной леса.
9.Самое крупное животное тундры.
10.Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.




2. Станция «Определительная».
Задание: По веточкам определи деревья, растущие в тайге.

3. Станция «Подземные богатства».
Задание: Узнай по описанию полезные ископаемые.

Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов______________________________________
Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий_________________________________
Обычно он темно коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит_________________________________________________
Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит___________________________________________
Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают________________________________________________
Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий, горит___________________________________________________
Бесцветный газ, легче воздуха, хорошо горит-

4. Станция «Следопыт».
Задание: Узнайте и назовите животных по следам.

5. Станция – «Географическая»
Измерить по приборам: влажность, давление. Определить стороны света.

6. Станция «Меткий охотник»
Задание: Попади в цель (стрельба из лука)

7. Станция «Привал»
Задание: Развести костер, соблюдая меры безопасности.
Старт. Начало отсчета времени.
Таким образом, учебная экологическая тропа способствует:
1.Проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы. 2. Созданию условий для воспитания экологической культуры.
3. Приобретению педагогами, воспитанниками опыта образовательно-воспитательной и природоохранной работы с обучающимися в природных условиях.
4. Изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы и дальнейшему определению с темами будущих научных проектов.
5. Формированию у обучающихся экологического сознания, культуры природопользования, естественнонаучного мировоззрения.

Литература
1. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке // Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.
2. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение,1984.
3. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р.Валент», 2007. - с.176.

15