ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 станицы Новорождественскоймуниципального образования Тихорецкий район
имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича БочарниковаПЕДСОВЕТ
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Представление
собственного опыта работы
по повышению качества знаний учащихся
Михайличенко Валентина Ивановна
учитель начальных классов
НОЯБРЬ 2016г
Проблема предупреждения неуспеваемости всегда стояла на всех ступенях обучения. В каждом классе есть такие проблемы. Цель учителя не просто оценить уровень знаний детей, а довести каждого к его оптимальной планке. Все мы знаем, что способности детей разные, на них влияет множество факторов. Учитель должен вовремя выяснить причину неуспеваемости конкретного ученика, не ждать от него то, что он никогда не осилит, в силу его индивидуальных особенностей.
Причины школьной неуспеваемости
Психологические
Физиологические
Социальные
Актуальные вопросы родителей школьников
При выборе методов работы учитель обязательно учитывает состав класса, особенности учащихся, возможные причины неуспеваемости конкретного ребёнка. Все знают, что продвижение ученика надо отслеживать по отношению его к самому себе, а не в сравнении с другими. Это всегда учителю трудно, нужна система работы, глубокие знания о личности ребёнка. Надо иметь представление о его здоровье, о социальной среде, о генетических особенностях и других факторах, влияющих на успехи в школе. Над этим мы все работаем ежедневно в процессе обучения и воспитания детей. Для профилактики неуспеваемости учащихся каждый учитель, владея методикой преподавания предмета, отбирает и применяет более эффективные средства для наилучшего результата в зависимости от класса, от ситуации. Профилактика отставания в учении и неуспеваемости проводится учителем на всех этапах обучения. Учитель должен постоянно проводить:
1. Педагогическую профилактику. Поиски оптимальных педагогических систем, педагогических технологий, в том числе применение активных методов и форм обучения.
2.Педагогическую диагностику. Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях и умения.
3.Педагогическую терапию. Осуществляются меры по устранению отставания в учении
4.Воспитательную работу. Планируется и проводится индивидуальная воспитательная работа, а также работа с семьей школьника.
Имея стаж 34 года, могу сказать, что такая проблема была и останется самой главной в школе. На протяжении 19 лет я углублённо работала над темой «Оптимальное развитие всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых при изучении русского языка» (это один из принципов развивающего обучения системы Л.В.Занкова). Все мы, учителя, имеем наработанные приёмы и методы для достижения оптимальных результатов с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности.
Основные приёмы и методы, используемые в собственной практике для повышения качества знаний учащихся
При перечислении причин неуспеваемости, первой названа психологическая. Никакие методы не помогут хорошо учиться, если ребёнок чувствует дискомфорт. Поэтому, прежде всего, надо создать комфортные психологические условия для продуктивной работы. На основе этого использовать более подходящие средства предупреждения неуспеваемости.

Система опроса учащихся строится так, чтобы каждый получил «свою» отметку.
При устных ответах, чтении, пересказе, анализе текстов по вопросам, сначала выслушать более слабых затем дать возможность высказаться более подготовленным детям, проанализировать ошибки предыдущих и добавить свои мысли. Это заставляет думать, анализировать, высказывать своё мнение. Тем самым повышается цена хорошей отметки.
При опросе стихотворений наизусть, в начале урока выяснить, кто сегодня не готов, но на следующем уроке ответит. Опрос начать с более сильных, затем, по убывающей. В результате, кто был не готов, прослушав несколько раз стих, отвечает.
Использование системы индивидуального обучения и опроса.
Дети 7 вида обучения до уроков могут показать учителю, какие новые знания готовы показать детям. Учитель корректирует ответ, помогает перед уроком и на уроке. Это придаёт уверенности ребёнку, он не испытывает дискомфорта перед классом.
Использование разноуровневых заданий на уроках над одним и тем же упражнением. Усложняю и упрощаю задания, в зависимости от возможностей ребёнка.
Для слабых детей разработаны задания «с помощью».
Эти задания систематизированы, создано пособие «Система заданий по русскому языку для учащихся 1-4 классов», которое защитила в Москве в Академии в 2003г. Получила рецензии от автора учебника русского языка, профессора Поляковой А.В., от Пермского кандидата пед.наук Самойленко Т.Г., издала книжку тиражом 3000 экземпляров, учителя используют по России.
На математике при решении задач тоже использую задания «с помощью».
Для отработки каллиграфии применяю все 4 года индивидуальный подход. Используем тетради в косую линию для тех, кто не отработал навык письма.
Регулярная работа над ошибками . Особый вид работы, часто труднее, чем само задание. Не все могут классифицировать свои ошибки, поэтому периодически выполняем её коллективно. Для профилактики неуспеваемости, слабым детям даю возможность переделать письменную работу, улучшить результат.
В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке, даю параллельные задания. Одно решаем коллективно, подобное сразу же самостоятельно.
И так 2-4 задания.
Применяю разные средства поддержания интереса к усвоению знаний, в зависимости от класса. 1 класс- смайлики, хвалёнки, медальки и т.п. 2-4 класс- грамоты.
Для профилактики неуспеваемости учащихся, надо максимально подключать родителей .Они должны быть в курсе всех школьных дел ребёнка. Часто не знание родителей проблем ребёнка ведёт к полной отчуждённости, которую потом трудно исправить. Наладить общими усилиями контроль и помощь ребёнку.
Всегда актуальны простые традиционные средства повышения качества знаний учащихся
 В процессе контроля за подготовленностью учащимися 
 Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения 
 Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. 
 Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. 
 По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания. 
2. При изложении нового материала 
 Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала 
 Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала 
 Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний 
 Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал 3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке 
 Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль 
 Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. 
 Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. 
 Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. 
 Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 4. При организации самостоятельной работы вне класса 
 Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.  Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. 
 Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом. работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся 
Предупредить отставание учеников всегда проще, чем решать потом проблему неуспеваемости.
В результате использования всего перечисленного на данный момент результаты обучения учащихся 3«Г» класса такие: уровень обученности - 100%, качество 67% ( в классе 4 человека 7 вида, 2 инвалида)