Урок математики на тему Умножение многозначного числа на двузначное (4 класс)


Тема: Умножение многозначного числа на двузначное.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на двузначное в пределах миллиарда; способствовать формированию умений выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения, решать арифметические задачи.
Планируемые результаты.
Личностные:
-создавать условия для понимания границ собственного знания и «незнания»;
-применять правила делового сотрудничества.
Предметные:
познакомиться с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на двузначное;
научиться: применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное;
переносить умение выполнять умножение на двузначное число в пределах 1000 на область чисел в пределах миллиарда;
выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения
Метапредметные:
Познавательные: выдвигают и формулируют проблему,
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Регулятивные: осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Ресурсы: Методическое пособие, учебник В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва «Математика.4 класс» Часть 1. Тетрадь по математике для обучающихся 4 класса №1. Интерактивная доска, презентация.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, уровневая дифференциация, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.
Методы: исследовательский, проблемно-поисковый, методы критического мышления.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Формируемые способы деятельности учащихся.
1.Организация начала урока Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей. Долгожданный дан звонок,
Кто согласен Сашей? Включаются в деловой ритм урока.
Ученик (Александр)читает стихотворение.
Начинается урок.
Прибавляю, отнимаю,
Умножаю и делю.
Математику я знаю
И поэтому люблю! Личностные:самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
2.Самоопределение к учебной деятельности. Формулирование темы урока. Что такое умножение?Это умное сложение.Ведь умней умножить раз,Чем слагать все целый час. Дополнять высказанные мнения
3.Актуализация опорных знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Устный счет. Интеллектуальная разминка. – Найдите ошибки, которые допустил ученик, составляя ряды чисел:
а) 640, 660, 680, 720, 740, ...
б) 987, 876, 765, 655, 543, ...
в) 111, 222, 333, 455, 444, 555, ...
Чтобы спорилась работа,
Начнём с гимнастики ума -
«устного счёта»!
1.Комар делает крыльями 1000 взмахов в секунду, это в 5 раз больше, чем делает пчела. Сколько взмахов в секунду делает пчела? 2. Масса бурого медведя 200 кг, а белого медведя -в 3 раза больше. Чему равна масса белого медведя?
Масса белого медведя равна 600 кг.
3. Длина синего кита 30 метров.  Это в 10 раз больше, чем длина у тигровой акулы. Какова длина тигровой акулы?
4. Четыре карася тяжелее 6 окуней. Что тяжелее: 6 карасей или 8 окуней?
Игра «Круговые лесенки».
Дети решают примеры в уме, а ответы пишут в тетрадях

Какие примеры мы можем решить?
163*4516*20
1163*34 160*20
Правильно, мы не решали ранее таких примеров.
200 взмахов в секунду делает пчела.
Масса белого медведя равна 600 кг.
Верно! Длина тигровой акулы 3 метра.
Верно, 6 карасей тяжелее 8 окуней.
Ответы пишут в тетрадях.
У нас возникла проблема, устно выполнить умножение трудно.
Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять высказанные мнения
4.Постановка проблемы.
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
Чему мы будем учиться?
Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока «Письменное умножение многозначного числа на двузначное».
-Мы будем учиться умножать трёхзначное число на однозначное.
Давайте рассмотрим выражение 243*2
Ученик решил пример, но ответ оказался неверный.
Почему?
– Рассмотрите математическую запись.

Учащиеся решают проблему.
-Мы будем учиться умножать трёхзначное число на двузначное.
«Письменное умножение трёхзначного числа на двузначное».
Создавать условия для понимания границ собственного знания и «незнания»;
5.Выход из затруднения.
Открытие нового знания, нового способа действия.
Задание 1.
Составляют алгоритм.
1) Умножу 1-й множитель на число разрядных единиц 2-го множителя. Получу 1-е неполное произведение.
2) Умножу 1-й множитель на число разрядных десятков 2-го множителя. Получу 2-е неполное произведение.
3) Сложу неполные произведения.
– Что вы должны помнить при записи второго неполного произведения?

Учащиеся решают проблему. Исправляют.

Объясняют запись и решение примеров. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.
Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль действий по результату
6.Физминутка Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4- 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1- 2 раза.
Выполняют упражнения. 7.Первичное закрепление
Задание2. – Выполните задание в парах

8.Самостоятельная работа. Найдите значение выражения 630 · х + 125 · у
а) Если х = 3, у = 5, то 630 · 3 + 125 · 5 =
= 1890 + 625 = 2515
б) если х = 5, у = 3, то 630 · 5 + 125 · 3 =
= 3150 + 375 = 3525
в) если х = 4, у = 4, то 630 · 4 + 125 · 4 =
= 4 · (630 + 125) = 4 · 755 = 3020
Осуществлять контроль действий по результату.
9.Включение в систему знаний.
Работа по учебнику (с. 8).
Задание 22.
Задание 23.
Задание 24.
Задание 25.
– Длина каждой стороны многоугольника 9 см. Периметр этого многоугольника равен 108 см. Как называется этот многоугольник?
Работа по вариантам.
– Вычислите значения выражений.
Как найти число,
если неизвестное число увеличить на 248 и результат уменьшить на 362, то получится 567.?
Вычислите неизвестное число.
– Если неизвестное число уменьшить в 7 раз, а затем результат увеличить в 9 раз, то получится 810. Какое это число?
108 : 9 = 12 (сторон)
Ответ: двенадцатиугольник.
Проверка по эталону
512 · 7 + 488 · 7 = 3584 + 3416 = 7000
960 · 8 + 140 · 8 = 7680 + 1120 = 8800

567 + 362 – 248 = 681

810 : 9 · 7 = 90 · 7 = 630
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели
в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия
10.Подведение итогов урока.
Самооценка. Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Учитель проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как выполнить умножение многозначного числа на двузначное?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
Отвечают на вопросы учителя.
Чтение алгоритма. Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, выражать доброжелательность, отзывчивость
11.Информация о домашнем задании. Задание по выбору №34 или 29.
№23,30 Выбирают задания по выбору. 12.Рефлексия. – Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что вызвало затруднение?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят рефлексию.
Закрашивают ту часть круга, которая соответствует впечатлению от урока:

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности,
Технологическая карта к уроку математики
Класс 4
Тема: Умножение многозначного числа на двузначное.
УМК «Начальная школа XXI»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Разработала: Сорокина Ольга Николаевна
Учитель начальных классов
МАОУСОШ №9 села Белая Глина