Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД.02 Информатика для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»
(Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске)









ИНФОРМАТИКА




Методические указания по выполнению самостоятельной
работы по дисциплине

ОУД. 02 ИНФОРМАТИКА


38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Составитель В.В.Романова














Ноябрьск, 2015г.

Информатика: метод. указания для внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) /сост. В.В.Романова; филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске 2015.– 23 с.






Аннотация

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика», предназначены для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Данная дисциплина изучается на 1 курсе.
Представлены содержания основных тем заданий дисциплины, указан перечень самостоятельных работ и темы внеаудиторных занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальных домашних работ. Даны методические указания по выполнению самостоятельных работ.

СТРУКТУРА


стр


Введение
4

1
Содержание самостоятельной работы
7


Самостоятельная работа при изучении Раздела 1 Информационная деятельность человека
Тема 1.1 Роль информационной деятельности в современном обществе

7


Самостоятельная работа при изучении Раздела 2 Информация и информационные процессы
Тема 2.1 Понятие информации

8


Тема 2.3 Управление процессами
9


Самостоятельная работа при изучении Раздела 3 Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий)
Тема 3.1 Характеристики компьютеров

10


Тема 3.2Локальная сеть
11


Самостоятельная работа при изучении Раздела 4 Технологии создания и преобразования информационных процессов
Тема 4.2 Современные издательские системы

12


Тема 4.3 Электронные таблицы
13


Тема 4.4Структурирование данных. СУБД
14


Самостоятельная работа при изучении Раздела 5 Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1 Интернет- технологии

15


Тема 5.1 Интернет- технологии
16

2
Критерии оценки работы обучающихся
17

3
Список рекомендуемой литературы
17


Приложение
18

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Информатика».
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Цель: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.
Задачи: систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; развитие умений по поиску и использованию информации; формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу; развитие информационно-познавательной компетенции; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа спланирована с расчетом отведенного времени в тематическом плане в виде домашних заданий учебного и творческого характера.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- подготовка рефератов;
- выполнение презентации;
- составление кроссвордов;
- подготовка проектов.
Самостоятельная работа задается преподавателем с указанием раздела и изученной темы. Формулируются вопросы, подлежащие изучению. Приводятся рекомендации по выполнению задания, включая рекомендации по работе с учебником, конспектами лекций.
В процессе выполнения самостоятельных работ, обучающиеся должны овладеть следующими:
умениями:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
знаниями:
различные подходы к определению понятия "информация";
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем.

Самостоятельная работа способствует формированию у обучающихся следующих профессиональных и общекультурных компетенций.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа при изучении Раздела 1
Информационная деятельность человека

Тема 1.1 Роль информационной деятельности в современном обществе
Цель работы – углубление и закрепление знаний обучающихся, развитие практических умений, в форме подготовки рефератов о значимости информационной деятельности человека в современном информационном обществе.
Вопросы, подлежащие изучению:
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

Задание для самостоятельной работы:
Реферировать, то есть подготовить реферат по темам «Роль информационной деятельности в современном обществе», «Информационные, образовательные ресурсы общества». Самостоятельная работа включена в Раздел 1. Информационная деятельность человека.
Реферат состоит из: введения, основной части, заключения с выводами, списка литературы. Объем работы не менее 10 и не более 15 машинописных страниц. Печать кириллица, один с половиной интервал, шрифт 14. Ссылки на источники (в т.ч. наименование сайтов сети Интернет) обязательны.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (защита осуществляется в устном виде по подготовленным рефератам по выбранной теме).
Самостоятельная работа при изучении Раздела 2
Информация и информационные процессы


Тема 2.1 Понятие информации
Цель работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие таких качеств, как оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, развитие практических умений в подготовке кроссвордов по теме.

Вопросы, подлежащие изучению:
Среда программирования. Основные информационные процессы. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Дискретное представление информации. Системы счисления.

Задание для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов лекционных занятий, учебной и специальной литературы.
Самостоятельная работа включена в Раздел 2. «Информация и информационные процессы».

Рекомендации по выполнению задания:
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:
Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде: устный ответ в ходе лекционных занятий по подготовленным кроссвордам).
Самостоятельная работа при изучении Раздела 2
Информация и информационные процессы

Тема 2.3 Управление процессами
Цель работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений.


Вопросы, подлежащие изучению:
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. АСУ различного назначения, примеры их использования.

Задание для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов лекционных занятий, учебной и специальной литературы, а также периодических изданий в области АСУ.
Темы презентаций: Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. АСУ различного назначения. Примеры использования АСУ на практике. Самостоятельная работа включена в Раздел 2 «Информация и информационные процессы».

Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по Разделу «Информация и информационные процессы» и электронными источниками, поиск информацию по заданной теме. Подготовка презентации, которая должна содержать основное направление темы, по объему составлять не более 12-14 слайдов.

Объем работы в академических часах: 3 часа.

Основные требования к результатам работы:
Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, уметь использовать теоретические знания при выполнении практических задания, Охарактеризовать значимость автоматизированных систем управления.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде: устный ответ в ходе лекционных занятий по подготовленным презентациям)

Самостоятельная работа при изучении Раздела 3
Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий)

Тема 3.1 Характеристики компьютеров.
Цель работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений в решении задач.

Вопросы, подлежащие изучению:
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Назначение и функции операционных систем. Виды программного обеспечения компьютеров.

Задание для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов лекционных занятий, учебной и специальной литературы.
Самостоятельная работа включена в Раздел 3 «Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий).

Рекомендации по выполнению задания:
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно.
.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:
Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде: устный ответ в ходе лекционных занятий по подготовленным кроссвордам).

Самостоятельная работа при изучении Раздела 3
Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий)

Тема 3.2Локальная сеть
Цель работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений.

Вопросы, подлежащие изучению:
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных сетях.

Задание для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов лекционных занятий, учебной и специальной литературы, а также периодических изданий.
Темы для презентаций: "Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей". "Сервер". "Сетевые операционные системы". "Разграничение прав доступа в сети". "Администрирование локальной компьютерной сети". Самостоятельная работа включена в Раздел 3 Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий).

Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по Разделу 3 Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) и электронными источниками, поиск информацию по заданной проблеме. Подготовка презентации, которая должна содержать основное направление темы, по объему составлять не более 12-14 слайдов.

Объем работы в академических часах: 2 часов.

Основные требования к результатам работы:
Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, уметь использовать теоретические знания при выполнении практических задания.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде: устный ответ в ходе лекционных занятий по подготовленным презентациям на предложенные темы)






Самостоятельная работа при изучении Раздела 4
Технологии создания и преобразования информационных процессов

Тема 4.2 Современные издательские системы
Цель работы – углубление и закрепление знаний обучающихся, развитие практических умений, в форме оформления страницы газеты по заданной теме.

Вопросы, подлежащие изучению:
Классификация издательских систем. Средства автоматизации подготовки текстовых документов. Этапы подготовки текстовых документов.

Задание для самостоятельной работы:
Работа с учебной и дополнительно литературой и в сети Интернет. Подготовка проекта "Газетная полоса" по теме: "Современные издательские системы". Самостоятельная работа включена в Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных процессов.


Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по теме "Современные издательские системы". Выдержать основные требования, предъявляемые газете:
- первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера;
- последняя полоса, на которой должны быть размещены выходные данные газеты, информация об издателе и подобные данные;
- все остальные полосы.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы,  интеллектуальное развитие обучающихся и практическое использование способностей обучающихся при создании модели газеты, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде: ответ в ходе лекционных занятий по подготовленным работам). Представление и защита проектов.


Самостоятельная работа при изучении Раздела 4
Технологии создания и преобразования информационных процессов

Тема 4.3 Электронные таблицы
Цель работы – углубление и закрепление знаний обучающихся, развитие практических умений, в форме создания электронной книги по заданной теме.

Вопросы, подлежащие изучению:
Возможности динамических (электронных) таблиц. Ввод, редактирование, форматирование данных в ячейки таблицы. Математическая обработка числовых данных, ссылки. Стандартные функции.

Задание для самостоятельной работы:
Работа с учебной и дополнительно литературой и в сети Интернет. Подготовка проекта с помощью ЭТ по темам: "Моя успеваемость", "Мой бюджет на месяц", "Планирование отпуска". Самостоятельная работа включена в Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных процессов.


Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по теме "Электронные таблицы". Подготовка проекта в ЭТ, с использованием их комплексных возможностей.
.

Объем работы в академических часах: 5 часов.

Основные требования к результатам работы:
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы,  интеллектуальное развитие обучающихся и практическое использование способностей обучающихся при создании проекта с помощью ЭТ, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде). Представление и защита проектов.








Самостоятельная работа при изучении Раздела 4
Технологии создания и преобразования информационных процессов

Тема 4.4 Структурирование данных. СУБД
Цель работы – углубление и закрепление знаний обучающихся, развитие практических умений, в форме проекта в БД по заданной теме.

Вопросы, подлежащие изучению:
Представление об организации хранения данных. Виды баз данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.

Задание для самостоятельной работы:
Работа с учебной и дополнительно литературой. Подготовка проекта в БД по теме: "Библиотека для экономистов", "Обучающиеся моей группы","Мои возможности трудоустройства". Самостоятельная работа включена в Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных процессов.


Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по теме " Структурирование данных. СУБД ". Создание электронных каталогов: библиотечных, личных данных, организаций и предприятий.

Объем работы в академических часах: 6 часов.

Основные требования к результатам работы:
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы,  интеллектуальное развитие обучающихся и практическое использование способностей обучающихся при создании БД, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде). Представление и защита проектов.









Самостоятельная работа при изучении Раздела 5
Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1 Интернет- технологии
Цель работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений.

Вопросы, подлежащие изучению:
Методы создания и сопровождения сайта. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.

Задание для самостоятельной работы:
Работа с учебной и дополнительно литературой и в сети Интернет. Подготовка проекта "Создание сайта" по примерным темам: "Мои успехи в спорте", "Мои друзья", "Моя творческая жизнь". Самостоятельная работа включена в Раздел 5 Телекоммуникационные технологии.

Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по теме "Интернет- технологии". Уделить больше внимание на графическое оформление страницы. Для создания структуры  HTML-документа воспользуйтесь программой Блокнот или Microsoft Word.

Объем работы в академических часах: 6 часов.

Основные требования к результатам работы:
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы,  интеллектуальное развитие обучающихся и практическое использование способностей обучающихся, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Ознакомится с технологией создания Web-страниц различной сложности возможностями текстового редактора Блокнот и Microsoft Word.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде). Представление и защита проектов.







Самостоятельная работа при изучении Раздела 5
Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1 Интернет- технологии
Цель работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений.

Вопросы, подлежащие изучению:
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

Задание для самостоятельной работы:
Работа с учебной и дополнительно литературой и в сети Интернет. Подготовка группового проекта "Организация форума". Самостоятельная работа включена в Раздел 5 Телекоммуникационные технологии.


Рекомендации по выполнению задания:
Работа с лекционным материалом по теме "Интернет-технологии". Подготовить ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект по теме "Организация форума". Работа проводиться в несколько этапов: сбор информации, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Рекомендуется хорошо продумать структуру проекта, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Объем работы в академических часах: 6 часов.

Основные требования к результатам работы:
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы,  интеллектуальное развитие обучающихся и практическое использование способностей обучающихся, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:
Текущий контроль (осуществляется в устном виде). Представление и защита проектов.





2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся: выполнил работу в полном объеме, с соблюдением необходимой последовательности, правильно выполнил все записи, таблицы, сделал выводы. Выполнил требования по оформлению в полном объеме.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если обучающийся выполнил требования к оценке «отлично», но не в полной мере соблюдал всю последовательность задания, допустил 1-2 недочета.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью и, если в ходе работы были допущены следующие ошибки: не все пункты задания имеют обоснования и выводы, допущено более 2 недочетов.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, в том случае, если работа не выполнена, или полностью не соответствует заданию.

3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:
1. Угринович А.В. Информатика и ИКТ. – Москва: ИД «Академия»+ CD, 2010.
2. Румянцева Е.Л. Информационные технологии. – Москва: ФОРУМ, 2011.
3. Вычислительная техника: учеб. пособие/Ю.М. Келим. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Могилев А.В. и др.: Информатика и ИКТ: Учебное пособие для студентов вузов/ А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Ханнер. 2-е изд. – М.: Издательский центр
«Академия », 2008.
5. А. Грачев, Ю. Шафрин. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
Дополнительные литература:
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт Министерства образования РФ.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – информационно-правовой сервер.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – центр Информации Министерства общего и профессионального образования РФ «Информатика».
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный портал.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт «Все образование в Интернет».



ПРИЛОЖЕНИЕ
Глоссарий

Алгоритм – совокупность правил, предписаний исполнителю (компьютеру) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели, решение поставленной задачи.
Алгоритмический язык – это средство для записи алгоритмов в аналитическом виде, промежуточном между записью алгоритма на естественном (человеческом) языке и записью на языке ЭВМ (языке программирования).
Аппаратные средства – это совокупность всех устройств, которые составляют компьютер или могут добавляться к нему по мере необходимости.
Архиваторы - это программы, позволяющие создавать за счет специальных методов сжатия копии файлов меньшего размера и объединять копии нескольких файлов в один архивный файл, а также распаковывать архивы (извлекать файлы из архива).
Архитектура сети  это реализованная структура сети передачи данных, определяющая ее топологию, состав устройств и правила их взаимодействия в сети.
Атрибуты файла – дополнительные параметры, определяющие свойства файла.
Архитектура ЭВМ – совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.
База знаний (knowledge base) – совокупность знаний о некоторой предметной области, на основе которых можно производить рассуждения.
Базой данных называется совокупность связанных данных конкретной предметной области.
Базовое программное обеспечение – самый низкий уровень программного обеспечения, отвечающий за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами.
Байт – восемь взаимосвязанных битов, наименьшая единица измерения информации.
Банк данных – это совокупность базы данных, системы управления базой данных, системы администрирования БД и прикладных программ обработки.
Бит – наименьшая единица измерения объема информации.
Брандмауэр – специальная программа, которая выполняет следующие действия:
контролирует сетевые соединения между вашим компьютером и внешним миром (многоуровневая фильтрация сетевого трафика);
разрешает полезные и блокирует нежелательные соединения в зависимости от названия программы, номера порта, направления передачи, адреса другого компьютера и прочих параметров.
Браузер – программа-клиент, предоставляющая пользователю возможности навигации и просмотра веб-ресурсов; скачивания файлов и т.п.
Буфер обмена – область ОЗУ, предназначенная для временного размещения данных при переносе из одного места в другое, например, между областью данных приложения и устройством ввода/вывода.
Винчестер (HDD ) – несъемный жесткий магнитный диск (пакет дисков).
Внешняя память (ВЗУ) предназначена для размещения больших объемов информации и обмена ею с оперативной памятью.
Внешние команды MS-DOS – отдельные программы, которые для выполнения загружаются командным процессором MS-DOS в ОЗУ.
Внутренние команды MS-DOS – команды, которые выполняются непосредственно командным процессором MS-DOS.
Внутренняя, или основная память  это запоминающее устройство, напрямую связанное с процессором и предназначенное для хранения выполняемых программ и данных, непосредственно участвующих в вычислениях.
Вычислительная техника – совокупность устройств, предназначенных для автоматической или автоматизированной обработки данных.
Гбайт – 1024 Мбайт.
Данные  это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.
Деинсталляция программы  – это  обратный процесс, т.е. удаление программы.
Двоичное кодирование – система представления данных последовательностью двух знаков: 1 и 0.
Дорожка – концентрические окружности на магнитной поверхности диска, где располагается информация. Дорожки нумеруются с 0-й (дорожка с самым большим радиусом)
Инсталляция программы  – это  установка программы на персональный компьютер. 
Информатика – наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
Информационная технология  это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Информационная модель – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов, и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационный процесс  это процесс, в результате которого осуществляется прием, передача (обмен), преобразование и использование информации.
Информация – сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.
Искусственный интеллект (ИИ) – это наука о знаниях, способах их получения, представления, переработки и использования в искусственных системах. Системы ИИ оперирую знаниями, другие информационные системы – данными.
Каталог (папка) – это определенное место на диске (в области данных диска), где содержится информация о файлах и подкаталогах, привязанных к данному каталогу.
Кбайт – 1024 байт.
Кибернетика – наука об управлении.
Кластер – это минимальная порция информации, которую MS-DOS  считывает/записывает за одно обращение диску. Кластер “содержит” только последовательно расположенные сектора (цель - увеличить скорость обмена с диском). Размер Кластера = NЧ(Размер Сектора)= NЧ512 байт, где N = 2,4,8 и т.д.
Кодирование данных – выражение данных одного типа через данные другого типа.
Количеством информации называют числовую характеристику сигнала, отражающую ту степень неопределенности (неполноту знаний), которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Эту меру неопределенности в теории информации называют энтропией.
Компьютер – это электронный прибор, предназначенный для автоматизации создания, хранения, обработки и транспортировки данных.
Мбайт – 1024 Кбайт.
Обмен информацией  это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель принимает.
Объект – некоторая часть окружающего мира, рассматриваемого человеком как единое целое.
Обработка информации  это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи.
ОЗУ (ОП или RAM) – оперативное запоминающее устройство (оперативная память), быстрая память, которая состоит из ячеек, имеющих свой адрес.
Окно – структурный и управляющий элемент пользовательского интерфейса, представляющий собой ограниченную рамкой прямоугольную область экрана, в которой может отображаться приложение, документ или сообщение.
Он-лайн (on-line) – состояние элемента вычислительной системы (например, периферийного устройства), когда он работает неавтономно, под непосредственным управлением центрального процессора той ЭВМ, к которой оно подключено.
Операционная система – набор программ и драйверов, обеспечивающих взаимодействие программ с аппаратным обеспечением компьютера и базовые возможности для ввода команд пользователем. 
Оперативная память служит для приема, хранения и выдачи информации.
Отладка – процесс устранения ошибок в программе.
Отрицание – логическая операция НЕ, инверсия, обозначается чертой над переменной.
Отчет – документ для анализа и печати данных в определенном формате.
Пользовательский интерфейс – методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Постоянная память обеспечивает хранение и выдачу информации. В отличие от содержимого оперативной памяти, содержимое постоянной заполняется при изготовлении ЭВМ и не может быть изменено в обычных условиях эксплуатации.
Преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.
Прикладное программное обеспечение – комплекс программ, с помощью которых на данном рабочем месте выполняются конкретные задания.
Программа – упорядоченная последовательность команд.
Процессор, или микропроцессор, – основное устройство ЭВМ, предназначен для выполнения вычислении по хранящейся в запоминающем устройстве программе и обеспечения общего управления ЭВМ.
Расширенная память (Extended Memory) – это память, используемая в компьютерах с процессорами 80286 и выше, располагающаяся в адресном пространстве выше одного мегабайта.
Регистры CPU – специальные внутренние устройства CPU, которые предназначены для хранения информации.
Резидентная программа – программа, которая после загрузки в ОЗУ и передаче ей управления инициализируется таким образом, что постоянно находится в ОЗУ и выполняется параллельно другим программам.
Самоустанавливающиеся устройства – устройства, удовлетворяющие принципу plug-and-play.
Сбор информации  это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте.
Сектор – каждая дорожка, размещенная на диске, делится на секторы. Каждый сектор имеет размер = 512 байт (для MS-DOS)
Сигнал (от латинского signum  знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.
Системное программное обеспечение – программное обеспечение, отвечающее за взаимодействие прочих программ компьютерной системы с программами базового уровня, а также средства пользовательского интерфейса.
Системный интерфейс  это конструктивная часть ЭВМ, предназначенная для взаимодействия ее устройств и обмена информацией между ними.
Слово – 16 взаимосвязанных битов (2 взаимосвязанных байта).
Служебное программное обеспечение (утилиты) – обеспечивает автоматизацию проверки, наладки и настройки компьютерной системы.
Сообщение  это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
Таблица (отношение) – совокупность записей с заполненными значениями атрибутов БД.
Таблица истинности – это табличное представление логической операции, в котором перечислены все возможные сочетания значений истинности операндов вместе со значением истинности результата операции для каждого из этих сочетаний.
Тбайт – 1024 Гбайт.
Телекоммуникация – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств.
Тестирование – процесс поиска ошибок в программе.
Технология  это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.
Топология компьютерной сети – это способ соединения компьютеров друг с другом.
Точность – свойство алгоритма, означающее, что после выполнения каждой очередной команды точно известно, завершено ли исполнение алгоритма или же какая команда должна выполняться следующей.
Трансляторы – программы, которые для каждого типа компьютера переводят исходный текст программы, написанный на языке высокого уровня, в их машинный код.
Трафик – поток сообщений и данных, передаваемых по коммуникационному каналу или линии связи.
Указатель мыши – активный элемент управления, графический объект, перемещение которого на экране синхронизировано с перемещением мыши.
Устройства ввода-вывода служат соответственно для ввода информации в ЭВМ и вывода из нее, а также для обеспечения общения пользователя с машиной.
Файл  (по-английски file – папка, скоросшиватель) – это поименованная область памяти на каком-либо физическом носителе, предназначенная для хранения информации.
Флоппи-диск (дискета) – съемный гибкий магнитный диск.
Хранение информации  это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки.
Цилиндр – объединение дорожек с одним и тем же номером, расположенных на разных поверхностях диска (для флоппи-диска под цилиндром подразумевается 2 дорожки)
Язык программирования – это система обозначений, служащая для точного описания программ или алгоритмов для ЭВМ. Языки программирования являются искусственными языками, в которых синтаксис и семантика строго определены.
Ярлык – ссылка на объект (файл, папка), для быстрого доступа к нему.









13PAGE 15


13PAGE 14415



13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315