Внеклассное мероприятие в 4 классе на тему Экологическая тропа


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Чистопольского муниципального района РТ
Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Экологическая тропа».
Составитель: учитель первой квалификационной категории
Андронова Ирина Григорьевна
2014г
Цель:Прививать уважительное, бережное отношение к природе.
Задачи: -На примере произведений «Родничок», «Речка» помочь детям выбрать правильное поведение в природе.
- Вспомнить пословицы и поговорки о лете и объяснить их.
-Повторить правила поведения в лесу, на лугу, реке или озере.
-Повторить правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, тепловом и солнечном ударе.
-Повторить лекарственные и ядовитые растения.
- Вспомнить правила поведения при пожаре.
Оборудование: Презентация «Правила поведения в природе», памятки «Правила поведения в природе» и «Спички детям не игрушка», фонограмма песен «Солнышко смеется», «Аист на крыше» «Совершите чудо»
Лето. Станция «Еловая аллея»
Песня «Солнышко смеется»
1 уч. Экологических знаков много.
Не надо их забывать.
Они нам помогут
Безопасный путь выбирать.
2уч. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Уч:С чем приходит лето?
Июнь, июль, август- летние месяцы. Небосвод озарен жарким солнцем,душно даже в тени.
Сухой воздух пахнет разными травами. Сухая земля ждет дождя.
Летний дождь редко обходится без грома. Но ливни не портят погоду. Пронесутся , холодов не нагонят. Прочно держится ласковая теплынь.
Конкурс пословиц и поговорок о лете.
3уч: Худо лето, когда солнца нету.
Лето собирает, зима поедает.
Кто лето в холодке просидит, зимой поплачется.
4 уч: Кто рано встает, тот грибы соберет.
А сонливый, да ленивый идет после за крапивой.
Летний день за зимнюю неделю.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
Что в августе соберешь, с тем зиму проведешь.
Игра «Ищем красоту»
Посмотрите вокруг какая красивая аллея.! Давайте посмотрим на окружающую природу.
Кто самый внимательный и наблюдательный?
Дети рассматривают картины и рассказывают о красоте.
Кто хозяин на этой поляне?
Конечно - это дуб- великан. На кого он похож? А какие деревья и кустарники растут вокруг полянки.
5уч: Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Он растет медленно, но живет от1000 и более лет. В наших лесах нет дерева мощнее дуба. Корни его уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие бури. Дуб не гниет в воде. Из древесины дуба делают мебель. Раньше делали корабли.
Если положить несколько листьев в банку с огурцами, то они будут хрустящими.
6 уч: Береза – настоящая красавица. Белые одежки, золото, сережки. Полюбилась она русскому народу. Сколько песен , стихов о ней сложено! Древесина березы очень плотная. Из нее делают даже части машин, прекрасную фанеру, мебель, лыжи, сувениры. А береста? Это же готовая природная бумага! И сок березовый полезен для здоровья. Только не спеши его собирать, ведь без сока дерево погибнет!
7уч: Липа цветет летом, цветы ее медоносны. Липовый мед считается самым лучшим, а липовый чай помогает от простуды. Древесина липы очень мягкая, поэтому она незаменима для изготовления разных изделий. В липовых кадушках хорошо хранятся продукты.
8 уч: Клен – желанный гость всех парков и улиц. Это дерево сажают в городах, потому что оно энергично усваивает из воздуха вредные вещества. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ЕЕ широко применяют в токарном и слесарном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
9уч: Ель обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят жилье многие животные. В еловом лесу прохладно и темно, даже вжаркий, солнечный день.
Ель называют музыкальным деревом. Из ее древесины изготавливают струнные музыкальные инструменты. Из ели делается бумага.
10 уч: Сосна – прекрасное витаминное дерево. В сосновом лесу легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.
Уч: Как называют плоды дуба? Какие ягоды растут на дубовой поляне? Какие из них съедобные, а какие нет? Как называются плоды ели, сосны? Какие грибы растут в хвойных лесах?
Игра: «Шишки, желуди, орехи.»Станция «Родничок»
Почему люди называют чистую воду богатством земли? Как сберечь чистую воду?
Уч: Послушайте рассказ «Родничок»
С давних пор надне оврага жил веселый родничок. Чистой студеной водой он поил корни трав, деревьев и кустов. Большая серебристая ива раскинула над ним тенистый шатер. В погожие дни Артем с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спускатся к роднику по узкой тропе и набирать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артем играл у ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артем пошел за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом, гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артем тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам. Когда шумная беготня надоела они начали бросать в родник камни иветки.Артему новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать веселый родник, но ребята были постарше Артема и ему хотелось сними подружиться.
В начале родник легко справлялся с камнями, но чем больше их становилось, тем труднее приходилось роднику.Он совсем замирал , засыпанный крупными камнями, то сочился , пытаясь пробиться в щели.
Когда Андрей и Петя ушли Артем присел на траву и вдруг к нему со всех сторон слетаются стрекозы и яркие бабочки.
«Что это сними?»- подумал мальчик.
Бабочки и стрекозы закружились вокруг. Их становилось все больше. У Артема закружилась голова, он закрыл глаза. Акогда, через мгновение открыл их понял, что находится в незнакомом месте. Кругом не было ни кустика.Земля растрескалась. Мальчику захотелось пить и он побрел в поисках воды. Набрел на знакомый овраг, но на дне не журчал веселый родничок.Черемуха и ива поникли, птичьих голосов не было слышно. Не видно бабочек и шмелей.
Сквозь сон мальчик услышал голос деда. Артем все рассказал деду. Дед внимательно выслушал мальчика и предложил: Если хочешь, чтобы не произошло,что ты видел во сне, пойдем очищать родник от мусора.
Дедушка и Артем открыли путь роднику, и тот снова весело зажурчал .Как вы думаете, будет ли Артем и дальше поступать так же после того, что случилось?
Что он скажет Андрею и Пете? Какой вывод должны сделать из этого рассказа мы с вами?
Станция «Речка- невеличка»
Сколько речек протекает через наш город? Как называются эти речки? Ржавец и Берняжка.
Какие деревья и кустарники растут по берегам рек?
Ржавец и Берняжка – это речки- невелички с плавным течением . Они питают нашу большую реку Каму. Без таких речек не было бы полноводных рек. Вода в них студеная. Они небольшие, но очень важные.
Ст. «Прогулка»
7уч. Мы приехали на речку
Воскресенье провести, А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят,
Загорают и едят
Отдыхают как хотят
Сотни взрослых и ребят!
8уч: Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и т ам пустые банки!
9уч: Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили , тоже ели,
Жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили,тоже ели
Насорили и ушли!
10 уч: Мы прошли ,конечно мимо…
-Эй, ребята,- крикнул Дима.
-Вот местечко, хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
11уч: Мы купались,
Загорали, жгли костер,
В футбол играли
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели
Хоровые песни пели..Отдохнули и ушли!
12уч: И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,,Словом, мусора гора!
Хором:
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Станция «Лесная»
Сейчас мы отправимся на экскурсию в лес.На нашем пути встретятся препятствия, которые нужно будет преодолевать.
Вспомним основные правила поведения в лесу.
-Прогулка в лес- это маленькое путешествие. Необходимым предметом в путешествии иногда становится самая обыкновенная палка.
Как вы думаете в каких случаях она может понадобиться путешественнику?
Помните сказку «Палочка выручалочка»? Кто ее написал? В.Сутеев.
Кому помогла палочка- выручалочка в этой сказке?
(Ежу и Зайцу) Вспомните в каких случаях она им помогла? Как ее назвал еж? (Палочка – выручалочка через все скакалочка, из беды вытягалочка, наверх поднималочка, по врагу ударялочка)
У нас есть палочки и с ними мы тоже выполним трудное задание.
Под песню «У дороги Чибис» дети при помощи полки проводят воздушный шарик из одного конца в другой.
Прозвучала песня Чибиса.Вы знаете кто это- чибис,
Чибис- небольшая птица с небольшим хохолком на голове. Она селится на сырых лугах и травянистых болотах, покрытых редкими кустами.
Объясните выражение «Каждый кулик хвалит свое болото»
Появление кулика на нашем пути говорит о том, что впереди болото.
Игра «Перейди болото»
Сначала нам придется идти через болото по мостику, а затем по кочкам.(по ленте, по дощечкам)
Вот мы а опушке леса. На полянке вы должны показать свою ловкость и смекалку.
Игра «Яйца кукушки»
Что вы знаете о кукушке? Кукушка подкидывает свои яйца в чужие гнезда.
Хотя кукушка и плохая мать, но она приносит большую пользу лесу: уничтожает больших мохнатых гусениц, которыми другие птицы не питаются. ,поедает личинки майского жука, щелкуна, куколок бабочек.
Надо перенести яйца (теннисные мячи) из одного гнезда в другое. Яйца руками брать нельзя, только ложкой.
«Сбор лекарственных растений»
Лекарственные растения- ценнейшее богатство леса. Количество некоторых растений из-за массового сбора резко уменьшилось. Лучше заготавливать только те растения ,которых много в нашей местности.Прежде чем их собирать нужно знать правила.
Мы с вами соберем лекарственные растения , выполнив задание:
Разгадай Филворд. Слова в нем могут располагаться в любом направлении и даже ломаться под углом..Найти растения помогут загадки.
1 На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветер пошуршалИразвеял этот шар. Одуванчик.
2.Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листочки.-
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечат ранки ног и рук.(подорожник
3 Гирлянды маленьких беленьких колокольчиков висят на нем весной. А летом на их месте появляются красные ягоды. Они очень ядовиты.(Ландыш)
4. Стоят в поле сестрички
Желтый глазок- белые реснички. (Ромашка)
5. Это растение Цветет ранней весной. У него много названий: баранчики, ключики, желтуха.(Первоцвет)
6.Это растение называют «Анютины глазки», «трехцветка».(Фиалка)
7. Раннецветущее растение. В начале цветы у этого растения розовые, потом фиолетовые, а затем синие. (Медуница)
Молодцы .Вы научились правильно собирать лекарственные растения, а теперь и на привал. Для
Этого выбирают на поляне место как можно подальше от деревьев. Собирают для костра только сухие ветки.Ветки деревьев ломать нельзя. Ходить по лесу нужно осторожно,чтобы не потревожить его обитателей. У костра на поляне обычно поют песни, танцуют. Вот и мы сейчас споем
песню «Большой хоровод»
Нам пора домой .Что мы скажем лесу? Что мы должны сделать , уходя из леса? (погасить и засыпать костер, собрать мусор)
Станция «Пожарная»
Большинство пожаров в лесу происходит по вине людей. Из-за чего может возникнуть пожар? (Из-за костра, стеклянной бутылки)
От пожаров сильно страдают животные. Они лишаются дома и пищи. Лесной пожар распостраняется очень быстро- со скоростью 25 км в час, уничтожая все живое.
Уч: От горящей спички летом
Загораются леса.
Если ты забыл про это,
Не спасут и чудеса.
Уч: Не бросай в лесу окурки
в разнотравье у дорог.
Огонек Сыграет в жмурки.Но чуть дунет ветерок-Тут в открытую, не прячась,
Перепрыгнет на удачуНа верхушки елей, сосен.
Лес погубит, птицу, зверя.
Уч:Чтоб пожары укротить ,
Рубят лес и рвы копают.
Коль пожар не упредить,
Все живое он сжирает.
Чтоб несчастья избежать,
Лучше спички в лес не брать,
Оставляй-ка спички дома,
Не дразниогонь- дракона.
Уч: Но бывает, что пожары
Возникают без огня.
Кто-то бросил стеклотару
Где обедал, возле пня.
А бутылка, линза таже,
Сфокусирует лучи,
И затлеет, вспыхнет даже
Все сухое, как в печи!
Вот поэтому бутылки,
склянки, банки не бросай!
Уноси в своей корзинке,
Вон из леса забирай!
Уч:Коль увидишь на полянке
непотушенный костер,
А вокруг бутылки, склянки.
Загореться может бор.
Заливай костер водою,
Засыпай его песком!
Склянки,что грозят бедою,
Спрячь отсолнца под кустом!
Уберешь, что бросил кто-то
С чистой совестью уйдешь.
Так полезною работой от пожара лес спасешь!
Уч: Если вас застанет лесной пожар, помните: нужно немедленно выбежать из леса. Двигаться следует в направлении откуда дует ветер. Как только, окажетесь в безопасности, сообщите о пожаре взрослым.
Игра «Преодоление задымленной зоны.»Двигаться нужно на корточках, гусиным шагом, дышать через марлевую повязку.
Прибежавший отдает повязку другому.
Памятка «Чтобы огонь не причинил вреда»
Станция «Правила вежливости»
Уч: На одной планете
Жили были дети
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы.
Травку не топталиРек не загрязняли!
Все старательно с умом,
берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
Уч: Хотелось вам быть такими детьми?
Уч: Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Уч: Стал гнуть орешину- сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех, сорвал
Сорвал, второй и третий..Отбросил куст ,И, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белочке смотреть
На это было больно!
Давайте вспомним правила поведения в природе, Мы пришли в гости и вести должны себя прилично.
Игра «Правила вежливости» Если с предложением вы согласны, то встаете, если нет – сидите.
Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рви.
В лесу можно поиграть: Листьями побросать, венки плести, букеты цветов нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени- еще вырастет.
Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь!ведь людей нет!
В лесу не шуметь, а то вы не узнаете ни одной его тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучегоужа и противных гусениц можно прогнать, алучше бы их совсем не было.
Звери всякие нужны, звери всякие важны. Укаждого из них своя роль в природе.
Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.
Не уничтожайте грибы, даже несъедобные. Ими питаются животные.
Хорошо разжечь в лесу или парке костер.
Не разоряй муравейник. Муравьи – санитары леса.
Диких животных нельзя приносить домой. Они не могут жить в неволе.
Песня «Просьба»
Уч:Ну вот нам и пора домой. Чей это голос доносится из травы? Крэк-крэк.
Напоминает скрип деревянной палочки.Если вы правильно решите примеры, то узнаете чей это голос.
Игра «Чей голос»
Коростель- небольшая птица с громким и очень резким голосом. Коростель кричит в основном в сумерках и ночью. Так что нам нужно скорее выбираться из леса, пока не стемнело. Не волнуйтесь, коростель селится на влажных лугах у водоемов. В лесу встречается, но гнезд там не строит. Значит мы скоро выйдем из леса.
У ч: Ну вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?Чтобы не навредить природе, надо очень бережно к ней относится.
Послушайте, как сказал об этом Я. Аким:
Есть одна планета=сад
В этом космосе холодном.Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Песня «Аист на крыше»