ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Физическое воспитание учащихся является одним из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания значимый вклад в поддержании оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность.
Общее снижение интереса начальной школы к детской игре в определенной мере нивелировало значение подвижных и спортивных игр в режиме жизнедеятельности младшего школьника. Хотя именно эти игры являются эффективным средством физической рекреации и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний.
Целью нашего исследования явилось изучение влияния подвижных игр, применяемых на уроках физической культуры на двигательную активность младших школьников. Исследование проводилось на базе МСОШ № 3 г. Нижневартовска и заключалось в использовании подвижных игр на уроках физической культуры при освоении разделов программы по физическому воспитанию с целью оптимизации двигательной активности младших школьников.
Подбирая игры для урока, учитель учитывает степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки, и в первую очередь, задачи, решаемые на данном уроке. Анализ документов планирования учителя физической культуры показал наличие многообразия игр, используемых им в практике физического воспитания в начальной школе. Так, например, игра «Веселый дождик» применяемая при прохождении раздела «Легкая атлетика» у учащихся 1-2-х классов, направлена на освоение навыков ходьбы и бега, воспитание организованности, дисциплинированности. Игра «Попрыгунчики – воробушки» в этих же классах при изучении «Гимнастики» направлена на освоение висов и упоров, развитие силовых способностей. В 3-4-х классах игра «Карусель» на занятиях лыжной подготовки направлена на закрепление поворотов в движении, развитие ловкости, координации движений. В игре «Мяч капитану» дети учатся применять в игре разнообразные движения с мячом, развивают умение согласовывать свои действия с действиями партнера, необходимые им в дальнейшем при освоении элементов баскетбола. Таким образом, специально подобранные подвижные игры позволяют решать образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи.
Изучение отношения учащихся начальных классов к урокам физической культуры и особенности применения ими подвижных игр в самостоятельной двигательной деятельности показало, что практически все школьники 4-х классов понимают для чего необходимо заниматься физической культурой и спортом. Все школьники ЭГ считают, что их двигательная активность недостаточна, с ними согласились 88% учащихся КГ. Из опрошенных школьников 92% экспериментальной группы и 64% контрольной группы занимаются в спортивных секциях, в то же время у 8% ЭГ и 16% КГ нет времени для этого, а у 20% КГ – нет желания. Все опрошенные посещают уроки физической культуры. Ученикам ЭГ на уроке нравится заниматься подвижными играми (68%), гимнастикой (24%), лыжной подготовкой (8%). Учащиеся КГ отдали предпочтение подвижным играм (92%) и гимнастике (8%). При этом 80% школьников ЭГ часто играют в подвижные игры на переменах, тогда как в КГ этот показатель составил 40%. На улице во время прогулок в подвижные игры часто играют 60% ЭГ и только 36% КГ, иногда – ответили 40% ЭГ и 52% КГ и 12% КГ не играют в игры.
Для всех школьников ЭГ уроки физической культуры интересны, в КГ этот показатель составил 88%. После урока физкультуры 76% занимающихся ЭГ чувствуют себя хорошо, а 26% хотели бы продолжить заниматься. В КГ 8% отметили, что им бывает плохо после окончания урока. На вопрос, пригодятся ли вам уроки физической культуры в дальнейшей жизни, все учащиеся ЭГ ответили утвердительной, в КГ 12% затруднились дать ответ на этот вопрос.
Педагогическое наблюдение показало, что в экспериментальном классе положительный эмоциональный фон сохранялся на протяжении всего урока при этом отмечались умеренные признаки утомления у учащихся. Все дети с удовольствием выполняли задания, предусмотренные правилами игры, в процессе чего решались задачи урока. При назначении водящего в играх наблюдалась конкуренция и большое желание школьников стать лидерами. В контрольном классе эмоциональная насыщенность урока физической культуры была меньше, чем в экспериментальной. После выполнения основного задания урока при объявлении начала игры дети с удовольствием восприняли это сообщение и с огорчением прореагировали на окончание подвижной игры, с последующим переходом к выполнению заданий заключительной части урока.
Результаты тестирования показали, что исходный уровень физических кондиций школьников в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента примерно одинаков. К окончанию учебного года учащиеся экспериментальной группы показывали во 2-ом и 3-ем классах более высокие результаты, чем их сверстники контрольной группы. К 4-му классу учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели в тестах прыжок в длину с места, наклон вперед, подтягивание, бег 30 м, челночный бег, бег 1000 м. При этом можно отметить, что в начале учебного года (сентябрь) в 3-ем и 4-ом классах уровень подготовленности учеников экспериментальной группы в этих тестах оказался выше, чем у школьников контрольной группы. Все это позволяет сделать предположение о том, что применение на уроках физической культуры большого количества подвижных игр оказывает влияние не только на повышение показателей физической подготовленности, но и стимулирует школьников к самостоятельной двигательной активности.
15