Роль подвижных игр на уроках физической культуры


Роль подвижных игр на уроках физической культуры
На сегодняшний день в становлении современного, здорового общества огромную роль играет физическое воспитание детей. Основными задачами физического воспитания подрастающего поколения в школе являются укрепление здоровья, всестороннее развитие в области здоровьесбережения, обучение важным жизненным умениям и навыкам, приобщение к самостоятельным занятиям спортом. Одним из средств содействия для решения этих задач выступает подвижная игра. Она и по сей день остается спутником детства, где ребенок открывает для себя новые стороны окружающего мира. Младший и средний школьный возраст самое благоприятное время для внедрения подвижной игры в воспитательный процесс ребенка.
В процессе игры происходит физическое и умственное развитие, воспитываются волевые качества, чувство коллективизма и ответственности перед товарищем.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физической культуры, использующему игру в своей работе.
В подвижных играх высока роль движений. Поэтому именно их используют как средство для физического воспитания.
Совокупность сюжета и двигательной активности в таких играх ограничивается правилами. Но количество таких сюжетных игр включенных в школьную программу очень велико, это дает возможность привлекать детей к участию, а педагогу возможность выбора в управлении развитием нужных качеств и навыков. Действия участников в определенной игре предоставляют им возможность творчески действовать и добиваться поставленной цели. Игровой процесс связан с приятными физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. При повторном участие в игре, действия участников отличаются от предыдущих, так как варианты развития могут кардинально изменяться, ученик старается выстроить примерные тактические действия, опираясь на свой игровой опыт. Сценарий игры всегда разный и таит в себе много нового. Таким образом, ожидание предстоящей игры вызывает яркий, эмоциональный интерес, волнение, не зависимо от последующего победного или проигрышного результата после игры.
Поэтому, применяя подвижные игры, важно учитывать желание и тягу детей к участию, многогранность школьной программы, но при этом придерживаться требований к уровню педагогического руководства, систематичности применения игры в школе, что и приводит к ожидаемому педагогическому эффекту.
Так же использование различных методических приемов, которые характерны для игры – образность, соревновательные моменты, могут проявиться по-разному, слабее или ярче, в большей или меньшей степени.
Это зависит от различных требований к использованию физических упражнений и условий, в которых они проводятся. Часто предлагаются задания ребятам: выполнить больше передач над собой или друг другу, кто лучше выполнит упражнение в условно ограниченном пространстве или завязанными глазами, кто в прыжке достанет мяч и т. п. Такие упражнения положительно влияют на эмоциональную окраску так как имеют некий элемент состязания и при этом очень полезны.
Применяя игровой метод, учитель без труда может создать доброжелательную и радостную атмосферу, пробудить желание принять участие в игре.
Неправильно думать, что в игровых ситуациях нет нравственной составляющей. В коллективной игре решаются очень важные нравственные проблемы, где проявляется чувство долга, чести, ответственности.
Опытные учителя физической культуры часто используют игровой метод не только на уроках, но и вне урока, например при проведении различных спортивных праздников и мероприятиях, благодаря этому повышает интерес к занятиям, полнее используется отведенное на них время, а, следовательно, успешнее и эффективнее решаются важные педагогические задачи. Кроме этого, действие, окрашенное элементами игры, устанавливает между участниками прочную связь, на основе которой успешнее развиваются и неигровые действия.
В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Школьные программы по физической культуре соответствуют содержанию комплекса нормативной основе системы физического воспитания, и в них расширен арсенал средств, способствующих более эффективному воспитанию физических качеств с учетом их прикладного характера от класса к классу.
Значительное место в программах занимает по объему игровой материал. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется программой как эффективное средство освоения таких разделов, как легкая атлетика, лыжи, плавание, спортивные игры.
При изучении мальчиками видов борьбы, а девочками элементов художественной гимнастики на помощь учителю также могут прийти подвижные игры — в первом случае для воспитания силы, ловкости и воли, а во втором — для развития музыкального слуха, освоения танцевальных шагов, воспитания творческого воображения.
Специально подобранные игры помогают воспитанию общей и скоростной выносливости, необходимой в кроссовом и спринтерском беге, при освоении включенных в программу марш-бросков, элементов туризма. Быстрота и координация движений, воспитываемые в играх, важны и для успеха в соревновании, овладения скоростным бегом на коньяках. В программе нет прямых указаний о применении игр с целью освоения конкретных упражнений, но при условии умелого подбора и использования их в уроке, а также секционной работе учитель может достичь высокого эффекта.
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике, в последнее время беспокоит гиподинамия детей.
Как показали исследования, двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности — учебы. Единственным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы по физической культуре в школе. Немалая роль принадлежит здесь и подвижной игре — естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладываются с раннего детства.
Важно отметить и следующее. Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди школьников особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной многих болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации и сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено, что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов), заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес.
Особенно важны занятия играми и корригирующей гимнастикой с детьми, относящимися к специальной медицинской группе. Не только уроки физкультуры, но и активный отдых во время перемен, занятия играми на свежем воздухе в режиме продленного дня содействуют созданию оптимального объема двигательной активности учащихся.