Выступление на тему Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях


Здоровьесберегающие технологии
на музыкальных занятиях
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов. Но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в системе образования.
Музыкально-оздоровительная работа для меня – достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании школьников. Это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Основная форма моей музыкальной деятельности на музыкальных занятиях, в ходе которых мной осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Простые тексты и мажорная мелодия поднимают настроение.
Дыхательная гимнастика. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышаются показатели развития певческих навыков способностей детей.
Артикуляционная гимнастика. Её цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Игровой массаж также применяется мной на музыкальных занятиях. В результате применения игрового массажа частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры. Важное место в моей работе на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы на моих уроках. Слушание правильно подобранной мной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Помимо музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии я использую в дополнительных занятиях при подготовке к праздникам. Например, степ-аэробики. Эта работа заключается в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения и движениями различных частей тела (руками, головой) при выполнении шага на ступеньку.
Степ-аэробика используется для профилактики заболеваний которые вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений. Она развивает подвижность в суставах и формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Степ-аэробика уникальна в своем роде: особых приспособлений не надо, достаточно шаговой скамейки и мяча. Иногда я использую в работе с детьми и атласные ленты.
Сначала все движения разучиваю и выполняю с детьми без музыкального сопровождения в медленном темпе. По мере освоения, предлагаемых элементов, добавляю новые упражнения, усложняю, повышаю темп, увеличиваю амплитуду движений, элементы соединяю в простейшие ритмически рисунки с повторением.
После танцевальных движений всегда провожу упражнения на расслабление и дыхание, релаксационные упражнения.
Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются:
*Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
*Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
*Повышение уровня речевого развития.
*Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
*Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.