Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г.о. Саранска Камдиной Ирины Александровны


Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
г.о. Саранска
Камдиной Ирины Александровны
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня, учителя начальных классов. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с детьми, чтобы облегчить ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.
Именно поэтому с 2014 года я работаю над проблемой « Проектная деятельность как средство формирования УУД у младших школьников»Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениям, указанным в президентской инициативе «Наша новая школа»
Концептуальность(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умение учиться.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Использование современных педагогических технологий даёт педагогам возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». (Древняя мудрость)
Учащиеся начальных классов не только готовятся к взрослой жизни, не просто приобретают знания, а участвуют в различных видах деятельности. Современная школа для повышения качества обучения ставит перед собой определённые цели и задачи:
- раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- создание педагогических ситуаций общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество; - содействие созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
- обеспечение деятельностного характера учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
- развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
- повышается учебная мотивация, познавательный интерес;
- появляется подлинный интерес к познанию окружающего мира;
- наблюдается повышается динамики качества обучения.
Наличие теоретической базы опыта
Сегодня невозможно представить современную школу без использования таких технологий, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровье сберегающие, игровые, проектной и исследовательской направленности. За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении, конструирую ситуации, побуждающие у учеников познавательный интерес к учению, так как приходится работать одновременно с учащимися различной степени подготовки, особенностями мыслительной деятельности, типами памяти, умением учиться.
Использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей.
Эффективное применение данных технологий определило мой выбор - начать работать по УМК "Планета Знаний", который полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей
Одним из направлений развития в своих воспитанниках познавательного интереса к учению я считаю участие детей в проектно - исследовательской деятельности. Работая по УМК «Планета Знаний», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь развивает мышление, умения, способности, задатки активного творчества. А для учителя, как результат, участие моих воспитанников в научно-практических конференциях:
Школьный уровень
2012-13 уч.г.
«М « Мороженое: вред и польза» участник
2013-14 уч.г.
«»« «Для чего проветривают комнату?» участник
2014-15 уч.г.
«Ожирение у детей и подростков»
Призёр
Муниципальный уровень
2014-15 уч.г.
. «Влияние школьного завтрака наздоровье учащихся» Призёр
2015-16уч.г.
«Рассказ о пчеле,или как рождается МЁД?» участник
Республиканский уровень
2014-15уч.г.
«Мой город.Чистота моей улицы.»
Призёр

Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов).

Среди многообразия современных образовательных технологий, которые предлагает педагогическая наука, я выделяю самые приемлемые для возраста моих учеников:
технологии проблемного обучения;
проектно - исследовательскую деятельность;
игровые;
ИКТ;
здоровьесберегающие.
В своей работе отдаю предпочтение именно проектно-исследовательской деятельности.
Технология проектирования даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников.. В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями начальных классов в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.  Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, которые возникают в их практической деятельности, и овладение способами деятельности.
Большое достоинство проектной деятельности: • Умение работать в коллективе. • Брать ответственность за выбор решения на себя. • Разделять ответственность с другими. • Демонстрация энтузиазма. • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы. • Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения. • Каждый ученик понимает важность, работы. 
В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Ещё одной особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Кроме того, активная проектная и исследовательская деятельность предусмотрена в начальной школе во внеурочной деятельности. Это позволит сделать проектную работу непрерывной (от начальной школы к среднему и старшему звену).
Ведущая педагогическая идея
Что же дает проектно - исследовательская деятельность моим ученикам и мне? Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.
Используя проектно - исследовательскую деятельность как важную составляющую учебного процесса в начальной школе, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение занимает одно из ведущих мест в реализации ФГОС, играет огромную роль в формировании УУД школьников.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Возможность тиражирования
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.
Опыт моей работы представлен на личном сайте infourok.ru>юuser/kamdina-irina-aleksandrovna на других образовательных сайтах в сети Интернет.