Методология форум-театра как инструмент воспитательной работы с трудными подростками


ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
«Современные технологии и методики в работе с «трудными» подростками. Методология интерактивного форум- театра как один из методов работы с « трудными» подростками »
 
Подготовила: воспитатель Воронина Ирина Ивановна
с.Веселая Лопань
Белгородский район
Белгородская область
-2016 год-
Методология интерактивного форум- театра как один из методов работы с трудными подростками.
Поиск ответа на вопрос « Как воспитывать трудного подростка ?» – выводит нас на выбор технологий и методов воспитания. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание воспитывающей деятельности. Метод - сердцевина воспитательного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Мне как воспитателю близки и интересны интерактивные методы воспитания подростков.
Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова interact (inter — взаимный, act — действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
 Под интерактивными методами воспитания понимаются методы, основанные на взаимодействии несовершеннолетнего с другими несовершеннолетними, педагогами, родителями и другими субъектами социально-педагогического процесса.
 Данные методы позволяют несовершеннолетним самостоятельно решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную; позволяют получать выигрыш во времени, являются психологически привлекательными и комфортными для несовершеннолетних. Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства. 

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях воспитания меняется взаимодействие с педагогом-воспитателем: его активность уступает место активности подростков, задача воспитателя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт воспитателя , который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Хотелось бы представить вам один из методов работы с подростками ,который носит название интерактивный форум- театр.
Программа по данной методики в настоящее время находится в стадии апробации в нашем реабилитационном центре и поэтому цель моего сообщения- познакомить вас с данной технологией , об эффективности данной методологии можно будет говорить после полного окончания курса занятий по данной программе и мониторинга динамики воспитательного воздействия на трудных подростков.
Форум-театр- методика интерактивной работы среди разных слоев общества, направленная на решение социальных проблем. Сущность методики форум-театра-это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками и участницами путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
Форум-театр- методика, еще мало распространенная у нас в стране. Хотя она давно и эффективно используется в половине стран мира как средство сделать общество более счастливым; как способ открытия самого себя и других, определения и выражения наших желаний; как средство изменения обстоятельств, которые причиняют несчастья и боль, и средство усиления того, что приносит мир. Форум-театр является языком, который помогает понять и развить эмоциональные сферы сознания (эмоциональный разум) и выработать креативный подход к положительному решению проблем.
Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в создании спектакля, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
В основе разработки программы лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам, а инвалидов- к сообществу.
Реализация данной программы способствует:
решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов;
умению пользоваться своими правами и обязанностями;
созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
развитию толерантного образовательного пространства
Цель программы:
Внедрение интерактивной методологии форум-театра, позволяющей организовать конструктивный досуг , развитие творческих способностей детей-инвалидов ,формирование бесконфликтного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Ожидаемые результаты:
Содержание результатов прохождения программы:
Навыки уверенного поведения, способность отстаивать собственную точку зрения, вести дискуссию
Коррекция коммуникативных способностей через тренинговые занятия;развитие навыков саморегуляцииКоррекция поведения в конфликтных ситуациях, развитие принятия навыков самостоятельного решения
Коррекция межличностных отношений на основе анализа конфликта, развитие навыков анализа конфликта
Коррекция истерических проявлений характера,развитие навыков управления своими эмоциями
Описание технологии «Форум-театр».
Технология «форум-театра» осваивается через занятия с участниками реабилитационного центра в течение заезда.
Каждое занятие имеет свои цели:
а) Создание команды и доверия между участниками:
-упражнения на знакомство участников;
-упражнения на построение доверия;
-упражнения на построение команды.

б) Приобретение участниками навыков, необходимых для постановки представлений:
-знакомство с историей форум-театра и ее методикой;
-актерское мастерство;
-работа с телом, мимикой;
-постановка голоса и дыхания;
-построение диалога и монолога.
в) Разработка сценок, вживание в роли:
-выбор истории с наличием в ней проблемы/конфликта;
-анализ проблемы/конфликта;
-репетиции;
-подготовка джокера (ведущего представление и обсуждение).
в) Премьера представления.
Занятия по технологии «форум-театра» подробно в виде уроков расписаны в Руководстве. Всего 10 занятий. Они охватывают все шаги по созданию форум-театра: от знакомства с участниками на первом занятии до первого выступления с представлением на десятом занятии.
Фазы представления.
Представление состоит из пяти фаз.
Разогрев – упражнения и игры, которые проводятся перед представлением со зрителями. Эти упражнения помогают установить контакты между актерами и зрителями. Упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Разогрев проводится джокером.
Разогрев включает в себя 3 основных шага: 1) приветствие, 2) упражнение на внимание, 3) пояснение, что такое форум-театр и роль зрителя.
Зрителям поясняется, что в представлении форум-театра есть главный герой-это протагонист. Протагонист – человек, потерпевший насилие. В представлении есть и другой герой- антагонист, тот, кто проявляет насилие. Задача зрителей, посмотрев представление, помочь протагонисту выйти из затруднительного положения, в которое он попадает в результате стечения обстоятельств.
Джокер объясняет зрителям, что представление форум-театра ставится два раза, в первый раз им предлагается внимательно посмотреть представление, думать о проблемах, которые они видят, запоминать моменты, где они чувствуют негодование или чувствуют, что протагонист мог бы предпринять другие действия. Во второй раз, в местах, где можно изменить ситуацию в лучшую сторону, зритель может остановить действие, выйти на сцену и сыграть роль, встав вместо протагониста. Здесь зритель превращается из пассивного потребителя, в активного соучастника всего происходящего.
Фаза разогрева длится около 10-15 минут.
Первый показ представления: вниманию зрителей предлагается представление из 4–6 мизансцен, которое заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена - проблемная ситуация на пике. Главный герой находится в кризисной ситуации, он не знает, что ему делать, ему нужна срочная помощь. Первый показ длится 15-20 мин.
Форум/обсуждение проблемы: после первого показа джокер обсуждает со зрителями, что это была за проблема, можно ли было бы не доводить ситуацию до кризиса, встречали ли зрители подобные проблемы у себя в сообществе. Джокер предлагает актерам сыграть представление во второй раз, объясняет зрителям, каким образом они могут делать свои вмешательства и входить в игру вместо главного героя для изменения ситуации. Данная фаза длится примерно 5-10 минут.
Второй показ представления: эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается замена зрителями протагониста. Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить вариант изменения ситуации в лучшую сторону. После вмешательства проводится обсуждение, помогло ли данное вмешательство изменить ситуацию. Желательно провести 2-3 вмешательства. Данная фаза длится 15-20 минут. Продолжительность данной фазы зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит джокеру - ведущему форум. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.
Итоговый форум/обсуждение: на этом этапе подводится итог всего представления и обсуждения, задаются вопросы: Как можно решать такие проблемы на уровне семьи? Как можно решать такие проблемы на уровне сообщества? Как можно решать такие проблемы на государственном уровне? Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них. На данном этапе происходит передача профилактической информации. Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков, даже если она и носит декларативный характер.
Особенности использования методологии форум- театра для трудных подростков с ограниченными возможностями.
Особенности психики у детей и подростков  с физическими  дефектами привлекали внимание как  психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер  отмечал наличие у детей с  физическими недостатками психопатологических  особенностей в виде упрямства, непослушания, т.е. то, что мы можем назвать признаками поведения «трудных подростков».
  При наличии определенной специфики психологии подростков-инвалидов есть и общие проблемы подросткового возраста : трудности дружеского общения, конфликты с учителями и родителями (если последние не учитывают появление чувства взрослости, стремление к самостоятельности); развитие раннего алкоголизма, табакокурение ,употребление наркотиков ,сквернословие и др.)
   
Особенностью и трудностью работы с подростками –инвалидами  по методологии форум-театра является неоднородность группы подростков-инвалидов, поскольку в нее включаются:
     а) Инвалиды, чья инвалидность обусловлена детским  церебральным параличом (ДЦП);
     б) Инвалиды по зрению (слабовидящие);
     в) Инвалиды, чья инвалидность обусловлена значительными  нарушениями слуха (слабослышащие);
     г) Подростки-инвалиды, приобретшие инвалидность в результате различных травм )Каждая из групп инвалидов обладает специфическими, психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.
Таким образом, в деятельности воспитателя-педаога ,использующего данную методику , должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы.
     Например, у подростков с церебральным параличом  актуальной проблемой является организация  двигательной активности и учет уровня сформированности их поз, жестов, речевых движений и т. д). Перед каждым занятием необходимо четко спланировать упражнения, учитывая физические возможности детей.
 Упражнения занятий по методике форум-театра помогают подростку -инвалиду включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение.
Методология форум- театра , основанная на гуманистическом подходе, предполагает следующее:
     -субъектное  отношение к подростку;
     -как  субъект собственной жизни подросток-инвалид  имеет мотивы и стимулы к  развитию своего неповторимого  внутреннего мира, его активность  направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей;
     -необходимым  условием для введения методологии форум-театра для подростков-инвалидов  является желание заниматься по данной методике- получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за изменение своей жизненной ситуации;
     -границы  ответственности подростков-инвалидов  варьируют от высокой активности  и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других, тогда основной «заказ» во время занятий предполагает: «Решите за меня. Скажите, как надо…».
И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков-инвалидов, в ходе занятий необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности подростка : позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки (не ошибается тот, кто не живет), понятное распределение ролей в ходе занятий между воспитателем и подростком - «ты хозяин… а я твой помощник, только ты знаешь, как построить свою жизнь…»
     Особое  значение в интерактивной работе с подростками-инвалидами имеет  сотрудничество с воспитателями, родителями ,врачами
Без создания благоприятной психологической  атмосферы с врачами, социальными педагогами и родителями, трудно ожидать высокой эффективности методики.
     
     Для работы с подростками-инвалидами по методологии форум- театра воспитатель-педагог  должен иметь  определенные профессионально значимые качества, среди которых:
     -особая чувствительность по отношению к детям, их надеждам, страхам и личностным затруднениям.Эта способность позволит улавливать малейшие проявления состояния подростка, такие, как интонация,, поза, выражение лица, случайные движения, свидетельствующие о потере контакта, и т.д;
     -высокий  уровень самоконтроля и выдержки, самообладания, личностную организованность;
     -способность  чувствовать себя комфортно в  ситуациях вынужденного ожидания, растянутой паузы, не вмешиваясь  во внутреннюю работу сознания  ребенка, так как у детей-инвалидов, в частности, у детей с ДЦП, специфический ритм жизнепроживания и взаимодействия. Этот ритм может показаться здоровому человеку замедленным, рваным, вязким, судорожным. И было бы большой ошибкой из-за нетерпения или внутреннего раздражения брать на себя выполнение за ребенка каких-то действий и операций. Возможно, что педагогам , привыкшим работать в демонстративно-провокационной манере, предпочитающим создавать ситуации интенсивного эмоционального напряжения, не стоит применять данную методику для детей с физическими и психическими ограничениями;
     -терпимость  к различного рода идеям морального, религиозного, мистического порядка.  Открытость к восприятию, возможно, нелепых, «сумасшедших», незрелых  суждений своих подростков. Подростки-инвалиды имеют некоторую склонность к мистике, фантазированию, открытию у себя особых способностей. Если у педагога есть тенденция к морализированию и поучению, к трансляции своих собственных моделей устройства мира, ему также следует подумать, прежде чем включаться в такого рода работу;
     -готовность  к расширению собственных знаний  за счет контактов со специалистами  смежных областей (дефектологами,  психиатрами, педиатрами, невропатологами);
     -профессиональное  умение работать в русле гуманистической  парадигмы. В частности, владение искусством выслушивать исповедь, проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.
Положительная динамика использования программы по методологии форум- театра на этапе апробации на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченныи возможностями здоровья»
Ценность методологии форум- театра заключается в том, что трудные подростки- инвалиды начали проговаривать причины, которые вынуждают их вступать в конфликты ,грубить, нецензурно выражаться, вызывают некорректное поведение в обществе.
Например, Маргарита рассказала, что у нее вызывает агрессию любопытство людей, которые спрашивают, почему на ее теле много шрамов. Девочка убеждена, что ее жизнь сломана взрослыми, по вине которых она стала инвалидом. Она часто грубит не только взрослым,но и сверстникам.
Настя П. поведала историю о том, что не имеет друзей среди одноклассников из-за того, что у нее есть физические недостатки. Часто чувствует себя одинокой и никому ненужной.
Данил Л.и Артем С. ,которые употребляют сигареты, рассказали, что у них курят мамы .Оба мальчика сказали, что не уважают девочек, которые курят.
Многие ребята отмечают тот факт, что родители, чтобы оградить от чувства отчужденности в коллективе переводят ребенка на домашнее обучение, тем самым еще больше отдаляют своего ребенка от социума, что способствует не угасанию чувства отчужденности и отверженности , а наоборот, его усилению.
Так, на основе реальной истории, был составлен сценарий спектакля , в котором главная героиня девочка с ДЦП хотела заниматься в общеобразовательной школе. Когда у нее появлялись трудности в общении (одноклассники не обижали ее ,но и избегали общения) она рассказывала об этом маме. Мама, не посоветовавшись с девочкой, обратилась в администрацию школы, чтобы педагоги оказали влияние на одноклассников, чтобы они «дружили с ее дочерью». Данная мера имела противоположный результат- от девочки в классе все отвернулись, т. к. «она все расскажет маме».
Девочка каждый раз, приходя со школы ,плакала . Мать настояла перевести ее на домашнее обучение.
Позже девочка начала проявлять агрессию к другим людям в форме употребления ненормативной лексики, грубила матери, т.е. стала трудным ребенком.
Данный спектакль планируется провести для персонала и родителей реабилитационного центра. Ожидаемые результаты: обсуждение проблемы отверженности среди подростков с ограниченными возможностями здоровья , поиск решения путей выхода из данной проблемы совместно с членами сообщества.
«Форум театр-это созерцание самого себя».
Методика позволяет посмотреть на мир со стороны, понять первопричину , мотивы поступков других людей и самого себя.
Этими словами я хотела бы закончить свое выступление.
Спасибо за внимание!