Анализ художественного произведения как условие формирования квалифицированного читателя


Анализ художественного произведения как условие формирования квалифицированного читателяИз опыта работы учителя начальных классов Прохоровой Елены Ивановны Выражение собственного мненияРазличение выразительных средствВидение авторской позицииОпределение жанра, темы, идеи Обладает читательской самостоятельностьюУмеет использовать полученный опыт в жизниКвалифицированный читательИнформационный поискАнализ художественного произведенияВоспроизведение содержания текста Цель: ученик, владеющий навыками анализа художественного произведения Задачи: научить определять жанр, тему, идею произведения; различать выразительные средстванаучить приёмам видения авторской позиции; научить выражать собственное мнение по прочитанному через интерпретацию текста и давать оценку основным событиям, поступкам героев. Модель современного урока литературного чтения Этапы работы над литературно-художественным произведениемЭтап работыПриемы работы I.Подготовка к чтениюВведение в темуСлово учителя или беседаII.Первичное целостное восприятие произведенияЧтение вслух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителяIII.Проверка первичного восприятияОтветы на вопросы, выясняющие представление о прочитанномIV.I ступень анализа – понимание фактического содержания текстаПоследовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителяVII ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступковАнализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображениюVIСинтез – целостное восприятие (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения)Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение Этапы работы над литературно-художественным произведениемЭтап работыПриемы работы I.Подготовка к чтениюВведение в темуСлово учителя или беседаII.Первичное целостное восприятие произведенияЧтение вслух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителяIII.Проверка первичного восприятияОтветы на вопросы, выясняющие представление о прочитанномIV.I ступень анализа – понимание фактического содержания текстаПоследовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителяVII ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступковАнализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображениюVIСинтез – целостное восприятие (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения)Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение В. Железняков «Рыцарь» {8799B23B-EC83-4686-B30A-512413B5E67A}ВопросПредполагаемый результатПонравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?Различение ребенком жизненной ситуации, описанной в рассказе, и рассказа как произведения искусства, умение видеть динамику эмоций.Зачем автор так подробно описывает первую встречу Саши с шофером? Определение функции описания в тексте, выявление связи эпизодов, понимание характера персонажа, умение реагировать на художественную форму.Каким ты представляешь себе Сашу в тот момент, когда шофер закричал на его бабушку?Развитие воссоздающего воображения юного читателя.Почему рассказ называется «Рыцарь»? С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой — автор? Почему? Умение обобщать в пределах конкретной ситуации.О чем ты задумался, прочитав рассказ?Умение обобщать с выходом за рамки конкретного образа. Этапы работы над литературно-художественным произведениемЭтап работыПриемы работы I.Подготовка к чтениюВведение в темуСлово учителя или беседаII.Первичное целостное восприятие произведенияЧтение вслух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителяIII.Проверка первичного восприятияОтветы на вопросы, выясняющие представление о прочитанномIV.I ступень анализа – понимание фактического содержания текстаПоследовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителяVII ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступковАнализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображениюVIСинтез – целостное восприятие (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения)Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение План работы :1.Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг? Приемы работы над характеристикой персонажа1) назвать качества персонажей, примеры, их подтверждающие2) самостоятельно назвать свойство характера героя 3) сопоставить героев изучаемого произведения с близкими по тематике4) прием составления кластера («Труд души») Рассказ К. Паустовского «Тёплый хлеб»Кластер «Труд души» ПОСТУПОК, СОБЫТИЕСодержаниеФормаМотив поступкаСредства эмоциональной выразительностиСмысл поступкаЯзык речьОтражение идейного содержания через поступокКомпозиционное построениеАвторское отношениеЛичностное отношение читателяЖанровые особенности Этапы работы над литературно-художественным произведениемЭтап работыПриемы работы I.Подготовка к чтениюВведение в темуСлово учителя или беседаII.Первичное целостное восприятие произведенияЧтение вслух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителяIII.Проверка первичного восприятияОтветы на вопросы, выясняющие представление о прочитанномIV.I ступень анализа – понимание фактического содержания текстаПоследовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителяVII ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступковАнализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображениюVIСинтез – целостное восприятие (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения)Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение Таблица наблюдений{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}ЖанрВыразительные средстваРассказчик(герой или повествователь)Автор Приёмы, способствующие осознанию авторской позиции :1) характеристика учителем отношения автора к герою, подтверждение учащимися с помощью текста;2) привлечение внимания детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым «эмоциональным знакам»; 3) стилистический «эксперимент»;4) добавление собственных ремарок в текст;5) «лестница» народной мудрости. Прием «Лесенка народной мудрости» на примере рассказа Н. Носова «Огурцы»Труд делает человека умелым. Умел ошибиться, умей и поправить.Смотри древо в плодах, а человека - в делах.За совесть и честь хоть голову снесть.Чужим умом не выстроишь дом. «Лесенка народной мудрости»Чужим умом не выстроишь домУмел ошибиться, умей и поправитьСмотри древо в плодах, а человека - в делах. Уровни восприятия художественного произведения{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}Фрагментарный уровень (низкий)- нет интереса к чтению книг, читает по необходимости;- техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту;- констатирующий уровень восприятия; -ограниченный читательский кругозор; - программа усвоена частично.Констатирующий уровень (средний) - интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив;- техника чтения вслух более 90 слов в минуту; - восприятие произведения на уровне “героя”; - читательский кругозор недостаточно широк; - программа усвоена частично.Уровень «героя» (выше среднего) - устойчивый познавательный интерес к чтению книг; - техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух; - восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”;- читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов;- программа усвоена частично.Уровень « идеи» (высокий уровень)- сформирован устойчивый интерес к чтению книг;-техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению; -восприятие произведения на уровне “идеи”;- широкий читательский кругозор;- программа усвоена полностью. Критерии определения уровня восприятия художественного произведения учащимися : наличие устойчивого интереса к чтению книг; показатели техники чтения; уровни восприятия художественного произведения; читательский кругозор; усвоение программы в целом РезультативностьУровни читательского восприятия1 класс2 класс3 класс4 классФрагментарный151064Констатирующий5998Уровень «героя»2365Уровень «идеи»15