Необходимые предпосылки к изучению художественного произведения на занятиях по курсу «Современная литература».

Лебедь В.А. Необходимые предпосылки к изучению художественного произведения на занятиях по курсу «Современная литература».
Познакомившись с писателем, мы приступаем к изучению его произведения, к анализу. Но прежде чем рассказать о непосредственной работе над ним, мы хотим обратить внимание на некоторые предпосылки к этой работе.
Во-первых, необходимо научить студентов думать. Это полезно само по себе, но сейчас речь идет о конкретном изучении произведения, которое без систематической работы мысли невозможно. Можно ли этому научить? Да, можно. Для этого надо все задания, все вопросы, темы творческих работ и сочинений обратить к студентам. Не к учебнику, не к критической статье, а именно к студентам, к их мнению. Студенты не должны получать готовые и неоспоримые истины и руководствоваться чужими мыслями. Они должны приходить к выводам сами.
Поначалу многие студенты включаются в активный разговор на занятии и высказывают собственные суждения только поэтому, что этого требует преподаватель. Но со временем привыкают, втягиваются, и осмысленная работа над произведением, составление собственного мнения о нем становится если не для всех, то для большинства увлекательным занятием, а затем и потребностью.
Но при этом студент должен быть убежден в том, что если его точка зрения идет вразрез с учительской и общепринятой, это не грозит ему снижением балла. И непросто приучить студентов к уверенности, что оценка зависит от аргументации высказанного суждения, а не от него самого. Это познается только на практике. Негативное отношение к писателю, его произведению или герою нами в вину не ставится. Но бравада и бескультурье недопустимы. Сказать: «Произведение мне не понравилось», - твое право, но подчеркнуть: «Произведение мне, конечно, не понравилось», - это уже дурной тон, бестактность по отношению к писателю и к тем людям, которые думают по-другому.
Вопросы, предложенные студентам, должны быть четкими, емкими, сложными и вместе с тем доступными, вбирающими в себя самое существенное в изучаемом произведении и дающими простор для раздумий. Ведь не каждый вопрос включает активную мыслительную деятельность. Интересны проблемные вопросы, требующие от студентов умелого оперирования знаниями и вызывающие желание высказаться, поспорить, Сложность таких вопросов должна постепенно возрастать. Вот некоторые вопросы, предложенные студентам по рассказу В. Распутина «В ту же землю»:
Почему Пашута скрыла от внучки смерть «старенькой бабушки»?
Вправе ли они была брать на себя такой грех и втягивать в него других людей?
Почему продолжает расти «нахаловка?
Для ответа на эти вопросы, как и при изучении всех произведений, прежде всего необходимо знание текста. А работа мысли будет усложняться. Так, отвечая на первый вопрос, студент не будет затрудняться, но он увидит лишь то, что лежит на поверхности, что ясно и понятно всем – Пашута не хотела пугать девочку, ведь она первый раз видела смерть так близко, тем более находилась рядом с бабушкой, прислушивалась к ее дыханию – и ничего не поняла, не почувствовала, не встревожилась.
Для ответа на второй вопрос надо не только систематизировать факты; их надо проанализировать, пропустив через свое понимание милосердия; необходимо сделать свой нравственный выбор.
Третий вопрос потребует от студентов умения рассуждать над эпохой, человеческими характерами, судьбами людей, взаимоотношениями между нами, потребует от них определенной гражданской позиции.
Для того чтобы ребята учились аргументировать свою точку зрения, им задаются «коварные» вопросы: какой мир важнее для человека: мир, который его окружает, или внутренний мир, созданный самим человеком?
При ответе на этот вопрос сталкиваются две противоположные точки зрения. В подобной ситуации возникает спор, в процессе которого оттачивается мысль студентов. Для нас главное – не привести всех к единому мнению, а помочь научиться убедительно аргументировать свою точку зрения.
Мыслительная работа должна быть постоянной – это непременное условие для ее действенности – и в первую очередь привлекать самого преподавателя. Студенты же, получая возможность свободно высказаться, приобретают вкус к подобному разговору. При этом они учатся защищать свое и уважать чужое мнение, - тоже навык более чем ценный не только на уроках литературы.
15