Презентация по литературе: Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения


в 6 В классеНа уроках ЛитературыПовышение мотивации школьников к изучению художественного произведенияПрезентацию подготовила: учитель русского и литературы Плаксина Татьяна АлексеевнаМБОУ СОШ 65,г.Краснодар2016 год
Урок литературы относится к предметам, несущим эстетические и воспитательные цели через программный материал. На уроках литературы изучается богатый фактический материал, направленный на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Задача учителя - раскрыть традиционные ценности русской духовной жизни, способствовать ее осмыслению, развить духовную стойкость личности. Разные по форме и содержанию уроки направлены на формирование личности учащихся, если они тщательно продуманы и ученики являются на них не только слушателями, но и активными участниками процесса. Следовательно, развиваются такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а это - залог успешности человека в будущем.Активность Учащихся на уроке Как повысить эффективность урока литературы? Как сделать его действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах чувства доброты и милосердия? Как формировать гуманистическое мировоззрение в наше время научно-технического прогресса, в условиях стремительно развивающегося общества? Каждый человек уникален, и постижение мира у каждого происходит по-своему. Процесс открытия мира «для себя» воспитывает человека. «Активность этого процесса будет неизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла в каком-нибудь результате», - утверждает Р.Ф. Брандесов.Как повысить эффективность урока литературы
Результатом творческой деятельности на уроках литературы в 5-6 классах могут стать творческие проекты в виде сочинений разных жанров, опорных схем-конспектов, инсценирования написанных сказок и рассказов и др. Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, только систематически приобщая учащихся к творческим заданиям, ставя их в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся творческих задач на уроке.Творческая деятельность
Рисование метафор Ещё в 4 веке до нашей эры знаменитый философ Аристотель сказал: «Величайшее, чего можно достичь, это стать мастером метафоры». Стихи А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Никитина, включенные в программу по литературе, позволяют школьникам познакомиться с метафорами и «нарисовать» их на бумаге. Так, поэтические картинки зимы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога» или природа в лермонтовском «Из Гёте» создаются следующими метафорами, которые можно «нарисовать»: «буря плачет», «буря стучит в окошко», «печальная луна», «вершины спят» и др. После выполнения таких заданий можно предложить учащимся самостоятельно найти в нашей речи и «нарисовать метафоры». Рассмотрим виды творческих проектов на уроке литературы в 5-6 классе
Рисуем метафоры Развитию самостоятельности, воображения, творческого мышления школьников служит такой вид творческих работ, как опорная схема-конспект. Как способ усвоения теоретического материала крупными блоками опорные схемы были предложены в методической системе В.Ф. Шаталова. Опорный сигнал по Шаталову - это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию» Известный русский историк Л Н. Гумилёв писал: «Схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска»[4, с.347]. В настоящее время опорный конспект приобретает целесообразность при закреплении и усвоении программного материала на любом уроке. По мере того, как учитель при объяснении новой темы включает в рассказ опорные схемы, школьники учатся так же систематизировать и обобщать новые сведения и отображать их на бумаге в виде рисунков, символов, сигналов, ключевых слов.Составление опорных схем-конспектов (кластеров) усвоение новых знаний быстрое запоминание материала систематизация знаний обобщение накопленных фактов развитие образного и ассоциативного мышленияГлавные задачи применения опорных схем-конспектов (кластеров)


Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу в классе, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Это и будет началом формирования гуманистического мировоззрения. Рассказы и сказки должны создаваться с оптимистическим финалом. По нашему убеждению, это помогает учащимся верить в возможность преодоления настоящих и будущих проблем, а значит, поможет и максимально возможной самореализации в дальнейшей жизни школьников (это ведущая идея системы творческих проектов!). Творческая атмосфера в классе Примерный сюжет сказки по этой схеме: жил-был положительный герой, и у него был друг, который всегда приходил к нему на помощь. Но однажды отрицательный герой с его помощником … и дальше каждый школьник следует своему замыслу по опорной схеме. Сочинение рассказов разных жанров Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью мы предлагаем общую схему сочинения определённого жанра, предварительно продуманную и составленную заранее. Опорная схема может представлять собой и коллективный проект, составленный всем классом на школьной доске. Этот коллективный проект можно сообща составить так, что прообразом его и будет придуманная учителем опорная схема. Например, опорная схема научно-фантастического рассказа о путешествии на необитаемый остров (робинзонада) может включать такие эпизоды:СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК Эпизоды авторской сказкипутешествие, круиз или исследование морских глубин,кораблекрушение или катастрофавстреча с хозяином необитаемого островапомощь знаний науки и техникисобытия на необитаемом островевозвращение домойэпилог Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, формирует коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействияИнсценирование художественных произведений На занятиях внеурочной деятельности можно создавать творческие проекты не только в виде сочинения сказок и рассказов разных жанров. Некоторые творческие работы могут стать и ролевыми проектами на этом же уроке. Например, при сочинении рассказа ребята распределяют роли в группах: генераторы идей, сочинители, корректоры, помощники, может быть, художники и ответственные за тишину. Следующая задача: составить сценарий, организовать репетицию и представить проект зрителям - ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей, может быть, завхоз и др. Причём часто две обязанности выполняет один ученик. Мы считаем, что каждую роль, или вид творческой деятельности, на уроке необходимо оценивать либо учителю, либо самим учащимся в группе. Презентация проектов проходит на этом же или следующем уроке, и зрителями становятся сами школьники. Каждый ученик вправе выбрать форму проекта на уроке. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества. Индивидуальных проекты можно представить для защиты, или презентации, в виде опорных схем-конспектов и прочитанных классу сочинений, групповые - в виде опорных схем-конспектов и инсценирования сказок или рассказов. Классификация приемов повышения учебной мотивации О.С. Гребенюка показ новизны содержания;обновление и углубление уже усвоенных знаний;раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности;межпредметные,  внутрипредметные и  межцикловые  связи;занимательность изучаемого материала;историзм, показ достижений современной наукиУчебные приемы Интерактивные методы и методы проблемного обучения разъяснение целей деятельности;организация работы с источниками;использование занимательных и игровых форм занятий;усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений Наглядные, технические и дидактические средства обученияприменение индивидуальных заданий с дозированной помощью;использование компьютерных учебных пособий;постановка заданий к наглядной информации;повторная подача информации в виде опорных сигналов;управление самостоятельной работой учащихся Педагогическое общение учителя и учащихся,  общение учащихся между собойоценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение);поощрение (похвала, подбадривание);создание ситуации успеха;оказание учителем  своевременной помощи;стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний Внутриколлективные отношения в классе организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;проведение коллективного обсуждения итогов работы;использование заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;применение сочетания различных форм совместной работы;общественная оценка действий учащихся Cвойства отдельного хорошего урока, которые и являются его дидактической системой: урок должен быть интересным, организованным, чтобы обеспечить полное восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок должен предоставлять упражнение не только для ума, но и для воли каждого учащегося.Свойства отдельного урока Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить такого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии - дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта). В процессе проведения заочной экскурсии необходимо организовать объяснение всех ее эл-в (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Изучение биографии Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Заочная экскурсия Интерес к изучению литературы развивается и во внеклассной работе. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, городских и региональных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Спасибо за внимание!