урок по литературному чтению Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»


Урок чтения в  4 классе.
Тема урока:  Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Цели урока: 
Обучающая:  познакомить   с новой басней  русского баснописца; познакомить
с литературоведческими понятиями «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать
понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно
называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню
от других произведений.
Развивающая:  развивать  речь,  мышление, фантазию, наблюдательность;  развивать умение сравнивать, обобщать; умение  выразительно читать тексты басен, развивать  познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.
Оборудование: интерактивная доска, призентация к уроку.
Ход урока.
1. Организация класса .
2.Проверка домашнего задания.
-Читают сочинённые ими сказки. 
 
3. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся .  СЛАЙД
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись  произведения ( прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Слон и Моська»)  
- Кто автор данного произведения?
-Как оно называется?
- Что вы знаете о И.А.Крылове?   СЛАЙД
– биография автора (читают ученики)
- Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)
-Над чем сегодня мы будем работать.
4.-Сообщение темы урока.
- Что такое басня? Прочтите.   СЛАЙД
- Из каких частей состоит басня?  СЛАЙД
- Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)
- Что такое мораль?  Давайте прочитаем.  СЛАЙД
- Кто являются героями басен?  
- Что в них высмеивается?  
 -Какие басни И.А.Крылова вы помните?  СЛАЙД
5.Физ. мин-ка.
-  Прежде чем преступить к изучению нового произведения,  давайте отдохнем.
- Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».
- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)
III.  Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова,  а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
IV. Знакомство с новым материалом .
Знакомство с темой урока.
- Прочитайте на экране автора и  название басни, с которой  мы сегодня познакомимся.(И.А. Крылов «Ворона и лисица»)   СЛАЙД
-Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?
-Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?
-Почему так думаете?
2. Первичное восприятие текста
- Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»
- Назовите героев басен.
-Оправдались ли наши предположения?
- Как изображена в басне ворона?
- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, доверчивость,)
- Почему автор Лисицу называет  вещуньей?
- Как изобразил автор Лису?
-  Какой была она ? (Хвастливой, хитрой,упорной,настойчивой)
Вторичное восприятие текста
3.- Откройте учебники на стр. 44, прочитаем басню. 
А) Словарная работа.
 
-Читает дети про себя.(обратите внимание на непонятные вам слова)
а) в басне нам встретилось выражение «От радости в зобу дыханье спёрло».
  - Как вы понимаете его смысл?
б)Что значит «Вскружилась голова» - как сказать по другому?
г) «Лесть гнусна»
  - Объясните, как вы это понимаете.
 
д) «В сердце льстец всегда отыщет уголок»
 
е) «Взгромоздясь» - значит высоко залезть
ё)Что означает «Бог послал», т. е. .
ж) «Близёхонько» - .
з) «С ним была плутовка такова» - убежала.
4.Физ.мин.-ка
- А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
- Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.
-Открыли глаза,  часто поморгали.
-Посмотрели на право, налево, часто поморгали.
-Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.
-Посмотрели по диагонали, часто поморгали.
-Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.
Б) Работа с текстом.
- Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.
- Ребята, как вы уже заметили,  И.А. Крылов о вороне говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с  иронией.
-  В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ .  СЛАЙД
-Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка. 
- Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.
-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ   – слово  греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях  хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает льстивость и хитрость лисицы.
- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?
- Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 
-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (ворона, лисица, автор)
5.-Давайте прочитаем басню по ролям.
6. Подведение итогов.
- С каким произведением мы познакомились?
- Какого оно жанра?
- Что такое басня?
- Кто главные герои этой басни?
- Что высмеивается в баснях?
-Чему учат басни?
- С какими новыми литературными понятиями познакомились?
- Что такое мораль, аллегория, ирония?
- К какому герою басни  можно отнести пословицу?  СЛАЙД
7. Домашнее задание.
-Дифференцированно.
а)-кр.к.-прочитать басню по ролям
б)-ж.к.-выучить басню наизусть
в)-з.к.-выучить басню наиз.,нарисовать рисунок к каждой части
Тема: Имя прилагательное.
Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.
Триединая цель:
– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;
– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;
– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.
Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.
(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
– Как её можно назвать?
Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.
В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Итак, отправляемся в путь!
II. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
– Что такое имя прилагательное?
(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)
– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)
– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)
1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.
– Что такое имя прилагательное?
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?
– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?
III. Словарная работа
– Вперёд! (Слайд 8)
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.
(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).
– Назовите орфограммы.
– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)
– Как определить род имени прилагательного? (Слайд 15)
– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?
– Составьте предложение с любым словом.
(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.
– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?
Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
– подчеркните грамматическую основу; (слайд)
– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)
Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)
– определите падеж имен прилагательных; (слайд)
– Как определить падеж имен прилагательных?
– Как различить Им.п. от В.п.?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)
– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?
– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)
(Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?
– Как определить падеж имени прилагательного?
Физ. минутка
V. Закрепление. Творческая работа.
И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)
– Прочитайте текст.
(Слайд 21)
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?
– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)
– Как можно озаглавить текст? (слайд)
Дополните этот текст прилагательными.
Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);
– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)
– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)
– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?
– О каком времени года говорится в тексте?
Весна – замечательное и прекрасное время года.
Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?
(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.
Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..
Алексей Плещеев
Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?
(Слайд 25)
Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.
_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)
VI. Итог урока.
(Слайд 27)
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?
Домашнее задание: Написать о любимом времени года.