Разработка урока по МХК Русская школа реализма. Анализ картин передвижниковна Республиканский конкурс педагогического мастерства АРТ-ФАКТОР

Урок по МХК. 11 класс.
Учитель: Брындюк Вероника Викторовна, учитель ИЗО, МХК и черчения высшей категории МОУ «ШКОЛА №126 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Русская школа реализма. Передвижники.
Анализ картин И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова.

Цель:
Образовательная: познакомить учащихся с лучшими представителями русской живописи сер. 19 – нач. 20 вв., с сюжетами картин художников-передвижников исторического жанра; закрепить знания уч-ся о жанрах ИЗО;
Развивающая: развивать умение анализировать картины по приведенному алгоритму анализа произведений живописи в виде небольшого рассказа; эмоциональную и эстетическую составляющую сторону души ребенка; творческое воображение, память.
Воспитательная: вызывать желание правильно использовать полученные знания на практике, приобщать учащихся к высокому искусству. Воспитывать любовь к родине, уважение к подвигам славянских народов.
Тип урока: виртуальная экскурсия с применением компьютерных технологий.

Вид урока: восприятие искусства.

Оборудование и материалы:
Мультимедиа презентация.
Зрительный ряд: плакаты по жанрам ИЗО, эпиграфы великих людей
Музыкальный ряд: попурри народных песен в современной обработке.
Распечатки (на каждого ребенка) с алгоритмом анализа картин живописи и бланком самоанализа (заполняется в течение урока).

План урока.
Организационный момент.
Работа по мультимедиа презентации урока:
Художники-передвижники.
Жанр ИЗО – историческая живопись.
«Преданья старины глубокой» В.Васнецова.
Лик времени И.Репина.
«Дела давно минувших дней» в картинах В.Сурикова.
Подведение итогов урока.
Вопросы для самопроверки.
Практическая работа.
Домашнее задание.
Ответы для самопроверки.
Список дополнительной литературы для самообразования уч-ся.


Ход урока.
На доске записано: дата и тема урока, домашнее задание, высказывания творцов:
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»А.С.Пушкин
«Жизнь надо изображать такой, какой она есть, трепещущей борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков» И. Репин.
«Без народной, природной почвы никакого искусства нет» В. Васнецов.
«Идеалы исторических типов воспитала во мне Родина». В.И. Суриков.

Над доской: плакаты по жанрам ИЗО.

1.Организационный момент.
Дети заходят в класс под музыкальное сопровождение: фрагменты народных песен в современной обработке. Готовятся к уроку. Отмечаются отсутствующие, записывается домашнее задание в дневник: проанализировать любую картину исторического жанра на свой выбор. Раздаются бланки с самоанализом урока и с алгоритмом анализа живописных картин.
2. Работа по мультимедиа презентации урока.
Приветствие.
Сегодня на уроке, мы совершим виртуальную экскурсию по историческому жанру изобразительного искусства великих людей, художников-передвижников. Перед вами пройдут «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой »
В начале 60-х годов 19 века [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вступила в эпоху Великих реформ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] было отменено крепостное право, проведены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] реформы, 13 LINK
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II%29" \o "Реформа городского самоуправления (Александр II)" 14Реформа городского самоуправления15, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия 
Фото 1886 г. Сидят (слева направо): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Иванов (служащий в правлении товарищества), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Стоят (слева направо): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Художники-передвижники работали во многих жанрах изобразительного искусства. Давайте вспомним жанры ИЗО.
Актуализация опорных знаний проводится в виде беседы, в ходе которой акцентирую внимание на плакатах по жанрам ИЗО и на мини-выставку детских лучших работ в различных жанрах ИЗО. Фиксирование учениками самооценки в бланке самоанализа.
Итак, можно сделать вывод, что жанр
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415      На первом плане картины В.М. Васнецова изображены русские воины, расположившиеся на холме. Во главе рати сидит князь с сыном и старым воином. Все они внимательно слушают певца, которого художник изобразил справа чуть в стороне от остальных героев картины. В центре стоит на камне поминальная чаша.      
Главным героем картины является сказитель Баян. Он нарисован отдельно от других героев произведения. Одет он в белоснежную длинную рубаху. Свой рассказ Баян сопровождает игрой на гуслях. Он, возможно, рассказывает о былых битвах, о героических сражениях. Его лицо сурово. Седые волосы разметал ветер. Одну руку сказитель поднял вверх, как бы призывая воинов храбро сражаться за русскую землю. И слушатели задумались. Кто опустил голову, кто задумчиво смотрит вдаль.
Фон у картины серый. Серое небо. По нему бегут тучи. Серые доспехи у воинов. Темная вода у холма. Темный плащ у одного из воинов. У другого - плащ яркий, красный. Малиновыми пятнами выделяются щиты у двух воинов. Преобладают темные тона. Они контрастируют с белым одеянием певца.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Вопрос к классу: «Прошу поделиться своими мыслями об этой картине? Кто главные действующие лица? Что вы о них знаете?... Вопросы по ходу беседы».
На картине "Богатыри" (Три богатыря) изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см. В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево - Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.    Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким, как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.    Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.    Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Васнецов исполнил свою картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880) по мотивам выдающегося произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Поле битвы поднимается вверх от зрителя, занимая две трети холста. Небо низко срезано. Не видно ни одного живого воина, вдали – груды тел, упавших друг на друга.
Художник эмоционально очень верно передал трагическую атмосферу события: сурова, молчалива природа, небо подернулось лиловыми тучами, кровавое светило усиливает ощущение грозного покоя, нарушаемого лишь схваткой орлов, делящих страшную добычу.
Два воина занимают в картине особое место. Васнецов выделил их на полотне светом, падающим как бы извне картины. Это русские богатыри. Они пали ради родной земли, ее свободы, и стали зримым воплощением идеи героического бессмертия народа.
Ожившие под кистью Васнецова «предания старины глубокой» так глубоко, так верно передают сущность исторического жанра, что мы уходим от его картин умудренные мгновенным опытом народа и вдохновленные его героической историей.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Картина Репина «Не ждали» соединяет в себе черты бытового жанра с историческим. Проблема общественного и личного долга находит здесь сложное психологическое решение. Типичная интеллигентная семья показана в привычной для неё будничной обстановке. Неожиданное возвращение ссыльного революционера приводит в минутное замешательство всех присутствующих
С большим психологическим мастерством передана вся сложность чувств и переживаний. Здесь и порыв матери, и затаённая радость жены, и ликование сына, и испуг девочки, и выжидание прислуги. Выразительная характеристика каждого персонажа создаёт образы выпуклые и ярко индивидуальные. Избирая для своей картины такой момент развития действия, когда кульминация должна наступить через несколько мгновений, Репин держит зрителя в напряжённом ожидании, предоставляя ему возможность самому домыслить завершение ситуации. Подчёркивая неожиданность событий, художник отдельными деталями (сдвинутое на переднем плане кресло, срезанные краем картины кресло и стул) создаёт впечатление жизненной случайности и естественности положений. Однако вся композиция картины даёт чёткую логическую конструкцию, в которой расположение фигур и предметов строго уравновешено. Мастерски решена цветовая гамма полотна. Общая просветлённая тональность придаёт драматической сцене лирическую окраску. Колорит становится ключом к оптимистическому решению темы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Вопрос к классу: «Прошу поделиться своими мыслями об этой картине? Кто главные действующие лица? Что вы о них знаете?... Вопросы по ходу беседы».
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Основой картины Репина «Запорожцы» стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. Ну и написали свой, весьма едкий ответ султану. Дружно сочиняют товарищи по оружию своё послание. Писарь же ехидно улыбается и, прищуриваясь, выводит на бумаге весёлые словечки, которые наперебой подсказывают ему другие казаки, радуясь своим же метким выражениям.
Картина вышла динамичной, однако её композиция при этом кажется уравновешенной. На переднем плане полотна – запорожские казаки, которые собрались за столом, сколоченным на скорую руку. Часть фигур художник как бы «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» панораму картины. На заднем плане видны костры и палаточный городок.
В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.
Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.
Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.
Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.
Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.
Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Вопрос к классу: «Прошу поделиться своими мыслями об этой картине? ... Вопросы по ходу беседы».
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Небольшая наемная армия донских казаков в 1581 г. под предводительством Ермака около столицы Сибирского ханства, победила войско Кучума. «Новая Сибирская земля» была включена в состав Московского государства. Народ: казаки, татары и остяки – главное действующее лицо картины. Над головой Ермака полощется на ветру знамя, его воля объединила храбрых и суровых казаков – он в центре сражения.Смятение и растерянность видно у разноплеменного войска Кучума. Хан – вдали от битвы. Ясно, кто победит!
В своих картинах Суриков представил нам «дела давно минувших дней» такими живыми и полнокровными, что они будто бы проходят перед нашими благодарными глазами.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Фиксирование учениками самооценки в бланке самоанализа.
Практическая работа: (работа обучающихся по 2 странице бланка)
Составить свой короткий рассказ о выбранной, по своему желанию, картине исторического жанра художников-передвижников, используя алгоритм анализа произведения живописи:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Алгоритм анализа произведения живописи:
Как называется эта картина, кто ее автор?
Опишите картину так, что бы человек, который ее не знает, мог составить представление о ней?
Какие чувства вызывает у вас картина?
Что, по вашему мнению, хотел сказать художник этой картиной?
Какова главная мысль картины?
Что сделал автор для того, что бы мы поняли смысл картины? Какими способами он этого достиг?
Что Вы хотели бы добавить или изменить в сюжете этой картины?


По приведенному алгоритму дети составляют письменный рассказ по одной из картин исторического жанра, в конце урока - сдают работы учителю.
Фиксирование учениками самооценки в бланке самоанализа.
Сопоставив правильность ответов, уч-ся могут самостоятельно оценить уровень своих знаний на уроке и сделать вывод в бланке самоанализа, который так же сдают учителю.

Завершение урока по высказываниям творцов. В конце урока обязательно похвалить учеников за проделанную работу. Прощание. Урок окончен.

Пример бланка самоанализа учащегося (разработан учителем на основе своего опыта).
Бланк самоанализа знаний ученика (-цы) 11 –А класса.
Фамилия, имя ученика(цы):_________________________________________________

1
Повторение пройденного материала



Количество моих ошибок в знании жанров ИЗО:_______



«Я ставлю себе оценку»:_________


2
Изучение нового материала на уроке (ответы на вопросы самопроверки)



«Я понял новый материал»:______ (ДА или НЕТ)



«У меня возникли вопросы по новому материалу» (если есть, напиши какие): ________________________________________________________________
________________________________________________________________



«Я плохо понял новый материал» (обязательно укажи причину): ________________________________________________________________
________________________________________________________________



Количество моих ошибок в ответах на вопросы самопроверки:________



«Я ставлю себе оценку»:_______________


3
Выполнение практической работы: Составить письменный рассказ по алгоритму анализа произведения живописи.


«За свой рассказ я ставлю себе оценку»:_____________


4
Окончательное оценивание знаний по вопросам самопроверки
(выбрать вариант: А или Б)


А. «Сравнив свои ответы с ответами учителя по вопросам самопроверки знаний за урок, я понял, что сделал ошибки»


Б. «Сравнив свои ответы с ответами учителя по вопросам самопроверки знаний за урок, я понял, что ошибок у меня нет»


5
Итоги урока


«За урок я ставлю себе оценку»:_______


«Мой сосед по парте считает, что я заработал оценку»:_______


Оценка учителя: _________





Фамилия и имя ученика(цы)________________________________________________

Таблица для описания картины (заполните ее):

Вопросы, для описания картины
Расширенные ответы на вопросы

1
Как называется эта картина, кто ее автор?


2
Опишите картину так, что бы человек, который ее не знает, мог составить представление о ней?


3
Какие чувства вызывает у вас картина?


4
Что, по вашему мнению, хотел сказать художник этой картиной?


5
Какова главная мысль картины?


6
Что сделал автор для того, что бы мы поняли смысл картины? Какими способами он этого достиг?


7
Что Вы хотели бы добавить или изменить в сюжете этой картины?





Фамилия и имя ученика(цы)________________________________________________

Таблица для самопроверки (заполните ее)
№ вопр
Вопрос
Твой ответ
Заработанные баллы

1
В чем состояла основная задача Товарищества передвижных художественных выставок




(1 балл)

2
Назовите фамилии художников-передвижников исторического жанра русской живописи.




(0,5 балла)

3
Дайте определение историческому жанру ИЗО.


(1 балл)

4
Какие жанры ИЗО вы знаете?




(1 балл)

5
Перечислите картины исторического жанра В.М. Васнецова.




(0,5 балла)

6
Назовите картину Репина о защитниках Запорожской Сечи от турок.

(0,5 балла)

7
Перечислите картины исторического жанра В.И. Сурикова.

(0,5 балл)










13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 215