Путешествие 4. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська».


Технологическая карта урока
по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему Путешествие 4. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська».
Название материала Урок по теме: Путешествие 4. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська».
Класс 4 класс
Учебный предмет Литературное чтение
Цель формировать умение постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
совершенствовать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
совершенствуют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
учить отличать басню от стихотворения;
узнать структуру басни, модель басни;
учить понимать нравственный смысл басни, характер героев;
учить соотносить смысл басни, пословиц и крылатых выражений.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной задачи совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез.
- Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты:
формировать уважительное отношение к иному мнению;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, уметь сотрудничать;
формировать учебно-познавательный интерес к новым знаниям через учебную игру.
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс Система Занкова
Учебник: Свиридова В.Ю. «Литературное чтение», 4 класс – Ч.2 – Издательский дом Фёдоров, 2015 год
Тип урока Комбинированный
Техническое оснащение, оборудование Мультимедийное оборудование, презентация, карточки, портрет И.А.Крылова, дидактические пособия.
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в тему. Работа с текстом до чтения.
Учитель: - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.
- Ребята, в каком веке мы живём? (XXI в.)
- Как вы думаете, в какой век мы отправимся? (XIX в.)
1.) Чтение материалов учебника на странице 92 учителем.
Учитель: - Зачем потребовалось переодеться нашим путешественникам? (чтобы не отличаться от жителей XIXв.)
- Что ожидает их в этом веке? (много трудностей, неизвестного, неожиданного ожидает их в XIX в.)
2.) Работа в тетради: с.____№ ______ Учащиеся вспоминают (обзорно) литературу XI – XVIII вв., прогнозируют характер литературы начала XIX в.
Работа с текстом «Путешествия четвёртого».
1.) Чтение по цепочке авторского текста на странице 93-95;
2.) Обсуждение прочитанного.
Учитель: - В каком городе оказались путешественники?
- Какой они увидели Москву? (Рассматривание иллюстраций и фотографий современной Москвы).
- Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем?
- Кто он? Что вы о нём знаете? Знакомо ли вам его лицо? (Рассматривание портрета И.А.Крылова).
Заранее подготовленные дети делают сообщения об Иване Андреевиче Крылове.
1 ученик: 2 февраля 1769 года в семье поручика Андрея Прохоровича Крылова, служившего в то время в Московском легионе, и Марии Алексеевны родился сын. Это произошло на юго-востоке страны, - в Заволжье. Ребёнка назвали Ваня. Папа много книг читал сыну и жене. Ваня с детства полюбил книги. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его папа умер. Незадолго до своей смерти, Андрей Прохорович получил отставку, и его семья переехала в Тверь, где жила его мать. Единственное наследство, которое осталось от отца, - сундук с книгами. Но книги в тот момент представляли огромную ценность. Их решили продавать только в самом крайнем случае. Мальчику с раннего возраста пришлось идти в магистрат подканцеляристом, где ему полагалось небольшое жалованье. Работать было тяжело, и Ваня в любую свободную минуту читал книги. Но читать на службе нельзя, и иногда книга превращалась в орудие наказания. Подканцеляриста Ивана бивали этой же книгой по голове. Когда ванну исполнилось 13 лет, он всерьёз начал задумываться о переезде в Петербург. Настал момент, когда нужда заставила Крыловых продать книги. Но никто не ожидал. Что им заплатят такую сумму.
Писать И.А.Крылов начал очень рано: и стихи, и сатиру, трагедии. Но. Однажды прочитав лафонтеновские басни, Крылов понимает. Что это то, что ему надо.
Учитель: - А что такое басня?
2 ученик: Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Эзоп – основоположник жанра басни в образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлению о морали. Благодаря римскому баснописцу Федру, переведшему произведения Эзопа, они пользовались популярностью в средние века и оказали влияние на творчество Ивана Андреевича Крылова. Басни Эзопа были созданы в 5-6 веках до нашей эры. Затем продолжили его дело лишь в XVIII веке Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский. Особенно посчастливилось басне на Руси. Когда в 60-х годах XVIII века появились такие баснописцы, как Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Майков. (На доске висят таблички с фамилиями русских баснописцев):
А.Д.КАНТЕМИР В.К.ТРЕДИАКОВСКИЙ
М.В.ЛОМОНОСОВ А.П.СУМАРОКОВ
М.М.ХЕРАСКОВ П.П.СУМАРОКОВ
В.И.МАЙКОВ И.Ф.БОГДАНОВИЧ
Д.И.ФОНВИЗИН И.И.ХЕМНИЦЕР
Г.Р.ДЕРЖАВИН С.А.ТУЧКОВ
И.П.ПНИН А.С.ШИШКОВ
Д.И.ХВОСТОВ И.И.ДМИТРИЕВ
В.Л.ПУШКИН П.А.ВЯЗЕМСКИЙ
И.А.КРЫЛОВ А.Е.ИЗМАЙЛОВ
КОЗЬМА ПРУТКОВ ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ
С.В.МИХАЛКОВ
Учащиеся вместе с учителем прочитывают их.
Вот одна из басен А.Сумарокова (читает наизусть ученик)
ВОРОНА И ЛИСИЦА.
И птицы держатся людского ремесла:
Ворона сыру кус когда-то унесла,
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок:
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, - говорит Лисица,-
Дружок Воронушка, названая сестрица:
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее стократ твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О, если бы ещё умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире».
Ворона горлушко разинула пошире,
Чтоб быти соловьём,
«А сыру, - думает,- и после я поем:
В сию минуту мне здесь дело не о пире».
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела;
Хотела есть, не ела:
Причина та тому, что сыру больше нет:
Сыр выпал из роту лисице на обед.
Учитель: - Эта басня была написана Александром Петровичем Сумароковым лет за 30 до рождения Крылова.
- Отгадайте, пожалуйста, названия басен, отрывки из которых сейчас прочтут ребята.
1 ученик: Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
____________________
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать, совсем уж было собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки, Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ( ВОРОНА И ЛИСИЦА)
Учитель: - А какова мораль басни? (Лесть гнусна, вредна) Как сказать её своими словами? (Не каждому сказанному слову можно верить).
2 ученик: Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела,Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле,Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает,Стрекоза уж не поет,И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас -Песни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило.
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши! (СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ)
Учитель: Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель: - Молодцы, ребята. Что самое важное можно уяснить из басен И.А.Крылова? Чему она учит?
Работа с басней «Слон и Моська» во время чтения.
Учитель: - Чему может научить басня с таким названием?
Чтение басни учителем наизусть.
Учитель: - Оправдались ли ваши предположения?
Самостоятельное чтение басни детьми. Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы.
Работа в тетради на странице _______№________
Учитель: - Докажите, что это басня.
Анализ басни:
Учитель: - Где происходит действие?
- Какая история описывается?
- Кто герой басни?
- Опишите каждого из басни.
- Над кем из героев смеётся автор?
- Где особенно сильно звучит авторская ирония?
- Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение (мораль)?
- Что чему противопоставляется в басне?
- Сформулируйте поучение.
- выберите подходящую к басне пословицу (задание в тетради), объясните свой выбор.
Чтение басни детьми, кто выразительнее.
Работа с текстом после чтения.
Беседа с обучающимися:
Учитель: - Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
- Что осуждает И.А.Крылов этой басней?
7. Итог урока.
Учитель: - Что нового узнали сегодня на уроке? Что особенно понравилось?
Кто из ребят заслуживает особой похвалы и отличной оценки?
8. Домашнее задание:
1.) Выучить басню наизусть (по желанию).
2.) Самостоятельное чтение любых басен Крылова.
3.) Найти и прочитать в дополнительной литературе об И.А.Крылове.