Конспект урока для 7 класса коррекционной школы «И.А.Крылов. Басня « Слон и Моська».


Тема урока. «И.А.Крылов. Басня « Слон и Моська». (Слайд 1)
Цель урока: знакомство с басней «Слон и Моська».
Задачи.
Обучающие:
1.Учить работать с содержанием басни.
2. Систематизировать знания учащихся о творчестве Крылова.
3. Расширить круг читаемых басен.
Коррекционно- развивающие:
1.Развивать умение выразительно читать басню.
2.Развивать творческую активность учащихся через чтение по ролям и инсценирование произведения.
3.Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать положительные моральные качества.
2.Воспитывать интерес к чтению, нравственные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
I.Сообщение темы урока.Учитель. Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям.
Слайд 2 II. Вводная беседа.
Учитель. Крылов- великий русский поэт- баснописец. Почему мы говорим- «русский»? Почему- «великий!? Дети. Мы говорим- «русский». Потому что он любил все русское. А «великий»- потому что он написал много басен.
Учитель. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех известных баснописцев». Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только в нашей , но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
Слайд 3. Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.(Дети читают стихи на интерактивной доске ): Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любив все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
III. Повторение изученного материала. Учитель. Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Некоторые из них мы прочитали в 3-м и 4-м классах.
Слайд 4. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»? Дети. Эти строки из басни «Лебедь, Щука и Рак». (Подготовленный ученик читает басню ) Слайд 5. Учитель. Как взялись за дело герои басни? Дети. Герои басни взялись за дело дружно. Учитель. Как шла у них работа? Дети. Работа шла плохо. Учитель. Чем закончилось дело? Дети. Воз остался стоять на том же месте. Учитель. Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места? Дети. Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону. Учитель. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? Дети. Он высмеивает несогласие, разобщенность. Учитель. Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Щуку и Рака? Дети. Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно. Учитель. И из этой басни крылатыми стали слова: «А воз и ныне там». Как вы думаете, в каких случаях их говорят? Дети. Их говорят, когда дело не идет на лад.
Слайд 6.
Учитель. Из какой басни слова: Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Где под каждым ей листом Был готов и стол и дом? Дети. Эти слова из басни «Стрекоза и Муравей». (Подготовленный ученик читает басню).
Слайд 7. Учитель. Что случилось со Стрекозой? Дети. Она осталась без жилья. Учитель. Помог ли ей Муравей ? Что он ей ответил? Дети. Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей: «Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето»? Учитель. Кто виноват, что Стрекоза осталась без крова? Дети. Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала. Учитель. Как вы думаете, какие слова из этой басни стали крылатыми? Дети. «Ты все пела- это дело, Так поди же попляши!»
Слайд 8. IY. Работа над пословицами. Учитель. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести? Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось. Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй. Дети. Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак». Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
Y. Повторение изученного материала. Слайд 9. Учитель. Ребята, обычно героями басен являются животные, но мы всегда понимаем, что речь идет о людях. В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам . Поэтому басни называют нравоучительными произведениями. Нравоучительный смысл басни подчеркивается обычно в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью. Какие слова являются моралью в баснях «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей»? Дети. В басне «Лебедь, Щука и Рак» моралью являются слова: «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». В басне «Стрекоза и Муравей» моралью являются слова: «Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши!»
Слайд 10.
YI.Знакомство с басней «Слон и Моська» Учитель. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно бывает в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете? Дети отвечают (Слоны живут в Африке, их можно увидеть и в зоопарке. Слон очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.) Учитель. Да, слон –огромное и очень сильное животное. Оно бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у него толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.
Учитель читает басню . (Слайд 11) Учитель. Понравилась ли вам басня? Дети отвечают. Учитель. Что понравилось? Ответы детей.(Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.- Мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.) Учитель. Какой момент запечатлен на иллюстрации? Дети. На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает. Учитель задает вопросы: 1. Объясните, чего хотела достичь Моська своим лаем на Слона. Выберите ответ среди данных: * хотела разозлить Слона; * прослыть смелой собакой, которая не боится даже огромного Слона; * считает, что нельзя водить Слона по улицам. 2. Как вы думаете, осуждает автор Моську или добродушно подсмеивается над ней? 3.Какую черту характера высмеивает И.А.Крылов в этой басне? 4. Можно ли добиться пустыми словами авторитета и признания? Закончите мысль: уважения и признания людей нужно добиваться не показной смелостью и пустыми словами, а… .
YII.Работа над образными выражениями. (Слайд 12) 1. Водили напоказ (показывали на улице людям). 2. В диковинку у нас (невидаль, редкость). 3. Толпы зевак ходили (ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам). 4. Отколе ни возьмись (откуда-то внезапно вдруг появится). 5. Перестань срамиться (перестань себя позорить). 6. Вот то-то мне и духу придает (придает смелости). Учитель. В каких строчкам выражена главная мысль басни? Дети. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!» Учитель. Как вы понимаете эти строки? Дети. Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться. Учитель. Да, Моська- хвастунишка. Ей хочется любым способов выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен- он даже не замечает ее.
Слайд 13. YIII. Итог урока. Учитель. Чему был посвящен наш урок? Дети. Урок был посвящен басням Крылова. Учитель. Какие басни мы вспоминали? Дети. Мы вспоминали басни «Стрекоза и Муравей», «лебедь, Щука и Рак». Учитель. С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились? Дети. Мы познакомились с басней «Слон и Моська». Учитель. Кто в этой басне вам понравился? Дети. Мне в этой басне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый. – А мне нравится Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного Слона . Учитель. Чье поведение вызывает осуждение? Что высмеивает автор в басне? (стремление выделиться любой ценой). –Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»? (тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам; когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет). –Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
IХ .Домашнее задание. Прочитать басню по ролям. Передать тоном голоса рассудительность шавки, хвастливость и торжество Моськи.