Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО. Путешествие в 19 век. И.А.Крылов «Слон и Моська» (4 класс)

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО
Урок 12.
Тема: Путешествие в 19 век. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Цели:
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.

Девиз нашего урока: читаем вместе. Я умею думать. Я умею рассуждать. Что полезно для работы, То и буду выполнять.
Интегрированный урок. Покажем художественные способности и в литературе и в ИЗО. Слайд №2 И отправимся мы сегодня в 4-ое путешествие, а именно в Москву ХIХ века. Познакомимся с удивительным человеком, который жил в это время и с его басней « Слон и Моська», будем учиться анализировать басню. Начнём свою работу с авторского текста на странице 93.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


II. Развитие умений.
















1. Чтение и работа с авторским текстом.

Чтение текста по ролям, разыгрывание сценок по ходу чтения;


Итак: Москва, «Книжная лавка».
(входит ученик в старинной одежде, в руках томик Эзопа)
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Интересуетесь баснями Эзопа?
- Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?
- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?
- Крылов Иван Андреевич.
- Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.
- Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то!

- Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым.

Слайд №3 Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Дедушка Крылов так его называли.
И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец. Мы говорим «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.
За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

– Какие интересные факты вы ещё узнали о биографии Крылова? Прочитайте свои сообщения (4 человека читают сведения). Хорошо, а сейчас поработаем по вопросам к тексту.
Обсуждение прочитанного:
В каком городе оказались наши путешественники? (в Москве)
Какой они увидели Москву? (По тексту)
Почему путешественники отправились за незнакомцем? (По тексту)
Что думает Николай Александрович о басне? (По тексту)
А какова точка зрения Крылова? (По тексту)
Поняли ли вы, что такое басня из монолога писателя? (По тексту)
Работа с текстом в компьютере. Что такое басня.
Слайд №4 Басня - краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера, в котором персонажами являются люди, животные .
По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?
- Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?  Слайд №4 /ИНОСКАЗАНИЕ / - Иносказание придумал Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случились с животными. Каждое произведение чему –то учит, в каждой басне есть мораль 
Нравоучительный рассказ-это рассказ, в котором есть поучение, внушение нравственных правил. Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.
– Важно ли соблюдать нравственные правила (Общепринятые правила поведения в обществеДа, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)
Слайд № 5 Постановка проблемного вопроса: (на доске)
-Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова, и они актуальны в наши дни?
- Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Слайд №6 Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.)
Подводящий диалог.
Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Слайд №7 Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость
трудолюбие


Оцените свою работу.
– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
Слайд №7 (Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
-Потому, что Крылов в своих баснях высмеивает человеческие пороки, а они неискоренимы и неизменны, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность. Крылов своими баснями помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней К., значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
4) Обобщение по творчеству Крылова.
- Личность Крылова и его басенное творчество ещё до конца не изучены. Несмотря на долгую историю басни, басенных сюжетов существует не так уж много.
Работа с басней до чтения
Продолжаем работу.
- Сегодня мы познакомимся с одной из басен Крылова. Откройте учебники на странице 96.
1) прочитайте фамилию автора;
2) прочитайте название басни;
3) рассмотрите иллюстрацию к басне (на доске); Слайд № 8
4) прочитайте про себя ключевые слова
на доске: Слон, Моська, толпы зевак, визжать, лаять, лезет в драку, знать она сильна.
Прочитайте вслух.
-Выскажите свои предположения, о чём эта басня будет. (Дети говорят).
Физминутка.
Вы, наверное, устали?  Ну, тогда все дружно встали.  Ножками потопали,  Ручками похлопали.  Покружились, повертелись  И за парты все уселись.  Глазки крепко закрываем  Дружно до 5 считаем  Открываем.  Поморгаем.  И работать продолжаем
Работа с басней во время чтения.
Самостоятельное чтение басни;
- А сейчас прочитайте басню про себя и проверьте свои предположения. Выделите непонятные слова
- Оправдались ли ваши предположения?
Слайд №9
Словарная работа.
- Многие слова и выражения вам непонятны, почему? Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы? 
ИКАВЕЗ – ЗЕВАКИ люди которые слоняются по улицам без дела  ЗАКОПАН – НАПОКАЗ- обратить внимание для вида  АКЯИБАЗ – ЗАБИЯКА - человек, который любит затевать ссоры.  ЕЛОКТО – ОТКОЛЕ – откуда  АКВАШ – ШАВКА – непородистая собака, уличная или дворовая странная, удивительная вещи или явление. 
Грамзапись Чтение мастером художественного слова. Слайд №10

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Игорь Владимирович Ильинский. Послушайте внимательно с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Слайд №11

Работа над содержанием:
- Читаем по одному предложению с комментированием.
после 1 предложения:
- С какой целью водили Слона по улицам?
после 2:
- Почему за Слоном ходили толпы зевак? Как вы понимаете значение выражений «слоны в диковинку у нас», «толпы зевак».
После 3:
- Кто встретился на пути Слона? Что означает словосочетание «отколе ни возьмись»
после 4:
- Как повела себя Моська, увидев Слона? (По тексту)
после 5:
- Какой совет дала Шавка Моське? Как вы понимаете смысл словосочетания «перестань срамиться» (т.е. не позорься)?
после 6:
- Как отнеслась Моська к совету Шавки?/Она лает, это значит она сильная, никого не боится, т.е. не обратила внимания на совет Шавки/ Как понимаете «духу придаёт»/силы придаёт/ «большие забияки»/задира, бесстрашная, не думает, какие потом будут последствия /
после 7:
- Что же будут говорить собаки, оценивая её поведение?
3) Анализ басни:
- Мы с вами прочитали басню, выяснили её содержание, поработали над значением слов и выражений. А сейчас будем учиться анализировать басню по плану Слайд №12

План анализа басни
1. Где происходит действие?
2. Какая история описывается?
3. Кто герои басни?
4. Опишите каждого из них.
5. Над кем из них смеётся И.А.Крылов?
6. Где особенно сильно звучит авторская ирония?
7. Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение (мораль)?
8. Сформулируйте поучение.

- Где происходит действие?/На улицах города/
-Какая история описывается?/Слона водили по улицам, за ним ходила толпа зевак/
- Кто герои басни?/Моська, Слон, Шавка/
- Опишите каждого из них. (Индивидуальное задание на карточках)
Слайд №
- Над кем из них смеётся И.А.Крылов?/Над Моськой. Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.
Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других./
- Посмотрите
– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?
/Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет./
- Где особенно сильно звучит авторская ирония?/Увидевши Слона/
- Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение/мораль/?/Нет. Давайте отыщем эти строки/ « Что я совсем без драки, могу попасть в большие забияки».
- Сформулируйте поучение.
/Я вам помогу. Т.к. Крылов использует в баснях олицетворение, т. е. когда действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растенияи все эти герои намекают на жизнь и взаимоотношения людей. Значит, он и в этой басне показывает отношения людей, а между людьми подобные случаи поведения не так уж и редки. Слайд №13 Мораль: Нельзя плохо относиться к людям, которых может быть, ты совершенно не знаешь, иначе, как ты отнесёшься к человеку, так и он к тебе./

Слайд №16
Крылатые выражения
Показывали на улице людям

Водили напоказ


Невидаль, редкость

В диковинку у нас


Ходили группы любопытных,
бесцельно глядящих по сторонам
Толпы зевак ходили


Откуда-то
Отколе ни возьмись


Перестань себя позорить

Перестань срамиться


Придаёт смелости

Вот то-то мне и духу придаёт





Диск « Информатика 3-4 класс» Моделирование «Собака»

Работа с текстом после чтения
Беседа с учащимися.
- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
-Что осуждает Крылов этой басней?/Чрезмерное хвастовство, нахальство, эгоизм, ложь, хамство/
2)подготовка к выразительному чтению;/каждая строка читается, ставится логическое ударение, обозначаются паузы/прослушивание грамзаписи/
3) выразительное чтение 3-4 учениками;
- Сумел ли чтец передать интонацией настроение и поведение героев?/да/


Выполнение задания в альбоме.
- Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?
- Слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.
-А сейчас мы с вами попробуем нарисовать слона.
– С чего мы начнём? Положение листа, размеры.
- Что такое набросок? (рисунок простым карандашом)
Рисование поэтапное слона. Презентация . Слайды №16-22
Физминутка для глаз
Слайд № Благодарные потомки поставили памятник великому баснописцу в Санкт-Петербурге в Летнем саду. И все герои его басен рядом с ним; рядом с дедушкой Крыловым, который оставил богатейшее наследие и все мы до сих пор наслаждаемся его творчеством.
Слайд № На Рабочей площади в Железнодорожном районе в г.Ростове-на-Дону появился памятник Розовому слону. Слон олицетворяет мощь, мудрость и доброту.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.



·
·
·. Итог.
-Чему учились на уроке?/ выразительно читать басню, анализировать её, понимать содержание/
-Что нового узнали?/познакомились с творчеством К., узнали много интересного о нём/

БАСНЯ  МОРАЛЬ  ПОРОКИ  - Скажите коротко, используя ключевые слова, что такое басня? 
Оценивание работы учащихся.

Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского  Забавой он людей исправил,  Сметая с них пороков пыль,  Он баснями себя прославил,  И слава эта – наша быль  И не забудут этой были,  Пока по – русски говорят:  Её давно мы затвердили,  Её и внуки затвердят.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?




·V. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню «Слон и Моська»
















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415