Открытый урок на тему И.А. Крылов «Слон и Моська»


7 «А» класс
И.А. Крылов. «Слон и Моська»: мораль басни, характеристика Моськи.
Цель: обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей басен.
Задачи: 1) систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
2) развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
3) воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Ожидаемые результаты:
знание понятия «басня»;
знание композиции басни;
знание жанровых особенностей басни;
умение рассуждать, обобщать;
умение выразительно читать;
умение инсценировать басни;
нравственные качества
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – беседа.
Методы обучения – метод эвристической беседы, мозговой штурм, проблемные вопросы, наблюдение, инсценирование, дидактические игры.
Структура урока – формирование новых понятий и способов действия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
План урока:
Организационный момент.
Вызов мотивации – мозговой штурм.
Осмысление – работа над текстом басни.
Рефлексия – дидактические игры. Д/з.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы, цели урока.
Вызов мотивации – мозговой штурм.
Закончи определение:
Басня – это
К какому роду литературы относится басня?
Обычно басня состоит из двух частей. Каких?
Каких писателей – авторов басен ты знаешь?
Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления.
Кто обычно скрывается под следующими персонажами басни:
Лиса-                                    
Ягненок-
Волк-
Стрекоза-
Муравей-
Ворона-
Свинья-
Как называется данный фрагмент из басни И.А.Крылова: « К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит».
Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Объясни смысл выражения из басни «Ларчик»: «А ларчик просто открывался», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
– Басня – нравоучительный рассказ, в котором есть поучение, внушение нравственных правил.
– Что такое нравственные правила? Важно ли соблюдать нравственные правила?
(Общепринятые правила поведения в обществе…Да, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)
Постановка проблемного вопроса:
– Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова, и они актуальны в наши дни?
Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова: ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство. Разбейте их на две группы: 1-я группа – черты характера, которые высмеивает баснописец. 2-я – черты характера, которые одобряет баснописец.
Работа в парах.
Подводящий диалог.– Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеиваетложьглупостьжадностьхитростьлесть Одобряет добротаправдивость храбростьтрудолюбие
– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
Слово учителя:
– Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.
– Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)
– Как люди проявили любовь к этому человеку?
(В Санкт-Петербурге, в Летнем саду. есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.)– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?
Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: “У сильного всегда бессильный виноват...”, “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...”Инсценирование.
Словарная работа: невежда.
- Объясните смысл этого слова.
- Невежда - малообразованный человек.
- Прочитайте второе слово.
Невежа.
- Объясните значение этого слова.
- Невежа – грубый, невоспитанный человек.
-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?
Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.
После инсценирования спросить:
- Какое из данных слов встречается в тексте басни?
Осмысление – работа над текстом басни.
– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?
Словарная работа.
– Вам встретятся незнакомые слова. Познакомьтесь со значением данных слов.
Слайд.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.Напоказ – обратить внимание для вида.Забияка – человек, который любит затевать ссоры.Отколе – откуда.Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
Просмотр мультфильма.
– Оправдались ли ваши версии о содержании басни? Что совпало?
Чтение по ролям учащимися.
– Назовите действующих лиц басни. Сколько нужно человек для чтения? (3)Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Кто из «артистов»выразительно, с правильной интонацией прочитал слова своих героев?
– Как ведёт себя Моська? Назовите глаголы, с помощью которых автор передает поведение Моськи? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
– Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
– Какой характер у Моськи? А у Слона?
– Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?
– За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)
– Какой характер у Шавки?
– Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? ( Что она без драки…)
– Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
( Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)
– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”
(Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам, когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..
Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми персонажами из басен Ивана Андреевича Крылова. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что басни Крылова помогут нам стать лучше. Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского
Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль,Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были,Пока по – русски говорят:Её давно мы затвердили,Её и внуки затвердят.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
Рефлексия – дидактическая игра «Путаница».

Оценки.
Домашнее задание:
Выучить басню Крылова “Слон и Моська”
Дополнительное задание (инсценировка)