Систематизированная подборка лабораторных работ из разных источников по математике для 5 классов (приложение к рабочей программе)

Лабораторные работы 5 класс
Лабораторная работа
Тема: «Шкалы»
Цель работы: определение цены деления измерительных приборов.
Оборудование: измерительные приборы (мензурка, измерительный цилиндр, термометр и др.), стакан воды.
 Предварительная работа: ознакомление учащихся с измерительными приборами и их назначением.
Ход работы
Теоретическая часть
Работа заключается в ознакомлении с измерительными приборами и в определении цены деления шкалы измерительных приборов.
II. Практическая часть 1. Заполните таблицу:
№ п/п
Название прибора
Цена деления

1



2



3



4



2. Перелейте стакан воды в измерительный цилиндр и запишите объём налитой воды.
3. Вывод.
III. Контрольные вопросы
1. Как определить цену деления шкалы измерительных приборов?
2. Какой объём жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита: а) до верхнего штриха; б) до первого снизу штриха?
3. Практическая направленность шкалы измерительных приборов.

Лабораторная работа
Тема: «Площадь и периметр плоских фигур»
Цель работы: вычисление площадей и периметров плоских фигур.
Оборудование: выпуклые и невыпуклые плоские фигуры разной формы и размера, линейка. Предварительная работа: подборка плоских фигур.
Ход работы
Теоретическая часть
Работа заключается в нахождении площадей и периметров плоских фигур. Разделив «основную фигуру на прямоугольники, вычислите площади и периметры фигур, предварительно выполнив нужные измерения. II. Практическая часть
Обозначьте фигуры, на которые вы делите основную фигуру, через F1, F2, F3 а их площади через S1, S2, S3 соответственно. Основная фигура обозначена через F, а её площадь через S.
Фигуры
Периметр Р, см
Площадь S, см2

F1
-
S1=

F2
-
S2=

F3
-
S3=

F
Р=
S=


Сделайте вычисления.
Вывод.
III. Контрольные вопросы
1. Выразите в квадратных метрах: 5 га; 3 га 8 а; 16а.
2. Сколько граммов краски израсходовали для покраски пола комнаты шириной 5 м и длиной 6 м в два слоя? В первый раз на каждый квадратный метр пола пошло 125 г краски, а во второй 75 г.

Лабораторная работа
Тема: «Прямоугольный параллелепипед»
Цель работы: вычисление объёма куба, площади поверхности и суммы длин рёбер прямоугольного параллелепипеда.
Оборудование: прямоугольные параллелепипеды, кубики, линейка.
Предварительная работа: Вычерчивание на бумаге развёртки прямоугольного параллелепипеда (куба) по своим измерениям и её сборка.
Ход работы
Теоретическая часть
Работа заключается в нахождении объёма, площади, сумму длин рёбер прямоугольного параллелепипеда или куба. Для этого измерьте: длину a, ширину b, высоту c прямоугольного параллелепипеда (куба) и вычислите объём, площадь полной поверхности и суммы длин рёбер прямоугольного параллелепипеда (Vпар= abc, Sпар=2(ab + ac + bc), P = 4(a + b + c)) и куба (Vk = a3, Sk = 6a2, P = 12a).
Практическая часть
Составьте и заполните таблицу
Длина а, см
Ширина b, см
Высота с, см
Объём V, см3
Площадь поверхности S, см2
Сумма длин рёбер, см








2. Сделайте вычисления.
3. Вывод.
III. Контрольные вопросы
1. Выразите: а) в кубических дециметрах: 5 м3 680 см3; 7 м3 15 см3; б) в кубических сантиметрах: 4 дм3 536 см3; 2 дм3 80 см3.
2. Сколько кубиков с ребром 10 см необходимо взять, чтобы построить башню длиной 25 м, шириной 6 м и высотой 100 м?

Лабораторная работа
Тема «Сравнение обыкновенных дробей».
Цель работы: вывод правил сравнения обыкновенных дробей, правильных и неправильных дробей.
 Оборудование: лист с чертежом 3-х прямоугольников, разделенных на 15 частей; 3-х прямоугольников
1. Сравнение правильной и неправильной дробей (используя рисунок).
На прямоугольниках отметьте 3/5; 5/3; 1.
Сравните 3/5 и 1.
Сравните 5/3 и 1.
Сравните 3/5 и 5/3.
Как называется дробь 3/5?
Как называется дробь 5/3?
Вывод: правильная дробь больше (меньше) неправильной (подчеркни нужное слово).
 2. Сравнение дробей с использованием их сравнения с Ѕ. (используйте рисунок).
На прямоугольниках отметьте ј; Ѕ; 3/5.
Сравните 1/4 и 1/2.
Сравните 3/5 и 1/2.
Сравните 1/4 и 3/5.
Сделайте вывод.

Лабораторно-практическая работа
« Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000
Цель работы : вывести правило умножения десятичных дробей на 10,100, 1000
Оборудование : раздаточный материал.
Ход работы:

Применяя правило умножения десятичных дробей на натуральное число, выполните умножение :
а) 6,423 · 10 б) 6, 423·100 в) 6, 423 · 1000
0,458 · 10 0, 458·100 0,458 · 10000

2. Ответь на следующие вопросы :
а) Как отличается положение запятой в полученном произведении от положения запятой в первом множителе?
б) Сколько нулей во втором множителе?
в) Сопоставь положение запятой с числом нулей во втором множителе.

Сформулируй правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу и запиши его в тетради. ( Чтобы умножить десятичную дробь на разрядную единицу 10; 100; 1000 , надо в этой дроби____________).

Выполните умножение :
а) 6, 75 * 10 0, 19* 10 7,8 * 10 0,1*10 0,01 * 10
б) 9,347 * 100 30,47 * 100 0,007 * 100 0, 47 *100 0,1 * 100
в) 47,48 * 1000 6,4*1000 0,00052*1000 0,009*10000 0,107*10000

5) Запиши цифрами числа : 6,6тыс. ; 658,4тыс.; 6,4млн.; 48,58млн.; 0,469млн.;
2,2млн.; 0,38млрд.;
(образец : 5,5тыс.=5,5 *1000=5500)

Лабораторно-практическая работа
« Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000

Цель работы : Вывести правило деления десятичных дробей на 10,100, 1000
Оборудование : раздаточный материал.
Ход работы:

Применяя правило деления десятичной дроби на натуральное число, выполни деление :
а) 36,5 : 10 36,5 : 100 36,5 : 1000
б) 236,67 : 10 236,67 : 100 236,67 : 1000
2. Ответь на вопросы:
а) Как отличается положение запятой в делимом и в частном?
б) Сколько нулей в делителе?
в) Сопоставь положение запятой с числом нулей в делителе.

3. Сформулируй правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000 и запиши его в тетрадь.

Вычисли :
а) 7,45 : 10 589,3 : 10 47593,46: 10 49 : 10
б) 48,6: 100 10,37: 100 538,1: 100 473: 100
в) 3749: 1000 555,5: 1000 1358,17: 1000 44,76: 1000

Найдите значение выражения:
а) 91,8 : (10,56 – 0,56) + 0,604 ;
б) 66,24- 162,4 : (4, 6+ 5,4)

Лабораторно-практическая работа
« Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001

Цель работы : Вывести правило умножения десятичных дробей на разрядную
единицу 0,1; 0,01; 0,001
Оборудование : раздаточный материал.
Ход работы:

1. Применяя правило умножения десятичных дробей, выполните умножения:
а) 468,2 * 0,1 468,2 * 0,01
·468,2 * 0,001
б) 300 * 0,1 300 * 0,01 300 * 0,00001

2. Ответь на вопросы:
а) Как отличается положение запятой в полученном произведении от положение запятой в первом множителе?
б) Сколько нулей во втором множителе?
в) Сопоставь положение запятой с числом нулей во втором множителе.

3. Сформулируй правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 0,1; 0,01; 0,001 и запиши его в тетрадь.

Найдите произведение:
а) 375,2 *0,1 5,9* 0,1 0,07 * 0,1 85* 0,1
б) 158,5* 0,01 73,93* 0,01 174 * 0,001 9,5* 0,01
в) 6499,5*0,001 538,1*0,001 73 * 0,001 0,01 * 0,0001

Выполни действия:
15,3 : 10 15,3 * 0,1 74 : 100
74 * 0,01 638,7 : 1000 638,7 * 0,001

Если ты все правильно выполнил, сравни правило умножения десятичных дробей на разрядную единицу 0,1; 0,01; 0,001и правило деления десятичных дробей на разрядную единицу 10; 100; 1000

Лабораторно-практическая работа
« Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001»

Цель работы : Вывести правило деления десятичных дробей на разрядную единицу
0,1; 0,01; 0,001
Оборудование : раздаточный материал.
Ход работы:

Применяя правило деления десятичных дробей, выполните деление:
а) 1,64 : 0,1 1,64 : 0,01 1,64 : 0,001
б) 0, 048: 0,001 6,382 : 0.01 58 : 0,01

Ответь на следующие вопросы :
а) Как отличается положение запятой в полученном результате от положения
запятой в делимом?
б) Сколько нулей в делителе?
в) Сопоставь положение запятой с числом нулей в делителе.

3. Сформулируй правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 0,1; 0,01;
0,001 и запиши его в тетрадь.

4. Вычисли:
а) 23,6: 0,1 495: 0,1 0,58: 0,1 3,3: 0,1
б) 6,59:0,01 0,047:0,01 10: 0,01 740: 0,01
в) 1,0054: 0,001 5 : 0,001 0,0058: 0,001 0,17: 0,001

Выполни действия:
а) 66,7*10 66,7 :0,1
б) 47 * 100 47 : 0,01
в) 0,004 *1000 0,004: 0,001

Если ты все правильно выполнил, сравни правило умножения десятичных дробей на разрядную единицу 10; 100; 1000 и правило деления десятичных дробей на разрядную единицу 0,1; 0,01; 0,001

Лабораторная работа
Тема: «Среднее арифметическое»
Цель работы: измерение массы тела с помощью весов разных видов.
Оборудование: весы (лабораторные, домашние, хозяйственные) и небольшие тела.
Предварительная работа: ознакомление с историей установления эталона массы и правилами пользования весами всех видов.
Ход работы
Теоретическая часть
Работа заключается в измерении массы m тела с помощью весов разных видов. Одно и тоже тело взвесьте на разных весах, результаты занесите в таблицу.
II. Практическая часть
Заполните таблицу
№ п/п
Весы
Масса тела m, г
Среднее арифметическое взвешиваний

1




2




3





2. Сделайте вычисления.
3. Вывод.
III. Контрольные вопросы
Выразите в килограммах: а) 1т 3ц; б) 5ц 30 кг; в) 17ц 8кг. 2.
В одном пакете 3 яблока и 10 слив, а в другом 3 яблока и 15 слив. Какова масса одного яблока и какова масса одной сливы, если масса первого пакета 500 г, а второго 600 г?
Какая единица является эталоном массы?

Лабораторная работа
Тема: «Диаграммы (круговая)»
Цель работы: построение круговой диаграммы.
Оборудование: линейка, транспортир, циркуль.
Предварительная работа: опрос учащихся:
какой предмет нравится больше: а) математика; б) русский язык; в) история; г) биология; д) английский.;
Какая еда нравится в столовой больше: а)булка с маком; б)пицца; в)рогалик с повидлом; г) шведский стол;
Любимый день недели: а)понедельник; б) вторник;
Любимая компьютерная игра:
Любимый вид спорта: ..
Любимый российский актер (актриса):.
Ход работы
Теоретическая часть.
Работа заключается в построении круговой диаграммы
Практическая часть Построение диаграммы по полученным данным.
Вывод
 
Лабораторная работа
Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Цель работы: вывести правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Оборудование: цветные карандаши, опорные листы
Ход работы
Дана окружность, разделенная на 8 равных частей.


Заштрихуйте зеленым цветом 13 QUOTE 1415 круга и 13 QUOTE 1415 круга красным цветом.
Какая часть всего круга закрашена? 13 QUOTE 1415
Составьте и запишите числовое выражение, соответствующее данной ситуации.

Как получили числитель дроби 7/8? ____________________________________________________
Изменился ли знаменатель?________________________


Дан прямоугольник, состоящий из 8 клеток.









Заштрихуйте зеленым цветом 13 QUOTE 1415 прямоугольника и 13 QUOTE 1415 прямоугольника красным цветом.
Какая часть прямоугольника закрашена? 13 QUOTE 1415
Составьте числовое выражение, соответствующее данной ситуации.

Рассмотрим  пример:   13 QUOTE 1415 +13 QUOTE 1415.
Начертим отрезок АВ=5 см, примем его за единицу и разделим на 5 равных частей, тогда часть АС этого отрезка   будет равна 13 QUOTE 1415 отрезка АВ, а часть того же отрезка CD будет равна 13 QUOTE 1415АВ.

Из чертежа видно, что если взять отрезок AD, то он  будет  равен 13 QUOTE 1415АВ; но отрезок AD как раз и есть сумма отрезков АС и CD. Значит, можно записать:

Рассматривая данные слагаемые и полученную сумму, мы видим, что числитель суммы получился от сложения  числителей, а знаменатель остался без изменения.
Сделайте вывод: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их _________________ и оставить тот же _________________________________.
Используя рисунки круга и прямоугольника, напиши, на сколько зеленых долей закрашено больше, чем красных?
Ответ: на _____ доли зеленым цветом закрашено больше, чем закрашено красным цветом.
Составьте числовое выражение, соответствующее данной ситуации.

Сделай вывод:
Чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, надо вычесть их _________________ и оставить тот же _________________________________.
Прочитай правила сложения и вычитания дробей в учебнике.
Примени правила при решении примеров:
Часть 1.


Часть 2.




14 Рисунок 9Рисунок 8Kђ Заголовок 1Kђ Заголовок 215