Урок литературного чтения 3 класс школа России. Тема: И.А. Крылов басня Ворона и лисица


Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «В»
Учитель: Сумина Елена Анатольевна
УМК «Школа Россия» Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В.,
« Литературное чтение»
Тема урока: И. А. Крылов « Ворона и лисица»
Оборудование: Презентация «Басни Крылова», толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с заданиями
Цель: Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.
Задачи: Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.
Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету
Коррекционные задачи: коррекция и развитие памяти, внимания, связной устной речи.
Планируемые результаты: Предметные: - знание отличительных черт басни и сказки о животных; - умения находить мораль, волшебство, иносказание в басне; - знание о жизни и творчестве И. А. Крылова; - умение выразительно читать текст басни. Метапредметные: - умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; - освоение способов решения проблемной ситуации; - овладение навыками смыслового чтения текста басни в соответствии с целью и задачами урока; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Личностные: - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание практической и личной значимости результатов каждого типа урока; - уважительное отношение к мнению одноклассников; - ценностное отношение к процессу разрешения проблемы
Технологическая карта
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
.Организационный
момент.
Мотивация
учебной
деятельности
Мозговая гимнастика
Дыхательная гимнастика.
Определение темы, цели и задач урока.
Первичное восприятие басни. (Чтение учителем с учеником по ролям.)
Проверка восприятия.
Словарная работа
Работа над содержанием.
Работа в парах.
Работа в группах
Работа с пословицами
Итог урока. Рефлексия. Создание благоприятной рабочей обстановки. Мобилизация учащихся на работу, включение их в деловой ритм.
На сегодняшнем уроке будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать,
Выразительно читать
Показывает 3 упражнения из комплекса «Гимнастика мозга»
Показывает 3 упражнения.
«Пчёлка», « Бокс», «Наклоны»
На слайде иллюстрации из басен Крылова.
- Что объединяет эти иллюстрации?
- Что такое басня?
- Кто автор?
_ А я хочу дополнить.
В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.
- И так мы сегодня будем продолжать знакомится с творчеством Крылова. А вот с какой басней мы познакомимся вы сейчас узнаете, отгадав ребусы.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.


- Какую цель на этот урок вы ставите?
- Определите задачи урока.
- Какую работу можно выполнить с басней.
Учащиеся говорят, учитель фиксирует на доске.
- Прослушайте аудиозапись басни и ответите какая же история приключилась с героями?
-
Выявить первичное восприятие произведения детьми.
- И так кто же главные герои басни?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- Почему Лисица так хвалит Ворону?
- А почему она потеряла кусочек сыра?
- А сейчас вы прочитаете эту басню, с карандашом в руках и подчеркнёте слова вам непонятные.
У нас есть информационный центр, которая нам разъяснит значение непонятных слов, которые здесь встречаются.
-Как одним словом можно назвать ворону и лисицу?
- Что общего между ними?
108204024765ворона
ворона
27241524765лисица
лисица

- Что различного?
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание следующее: дать характеристику отдельно вороне и отдельно лисице и заполнить таблицу на карточках.
Ворона Лисица
- Какими словами Лиса хвалит Ворону?
- Правда ли Ворона такая красивая птица?
- Правда ли Ворона хорошо поет?
- Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
- Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.
- Зачитайте, что случилось с Вороной?
- Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.
- Вывод. Что осуждает Крылов в басне? - Чему учит автор? - А теперь найдите и зачитайте мораль басни. - Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?
Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.
Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.
Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.
-Что осуждает Крылов?
- А сейчас я предлагаю вам творческую работу. И выполнять вы её будете в группах.
Трём группам даётся задание на карточках.
(1- составляют синквейн, 2 – выполняет « Цепочку слов» 3 - задание « найди ошибки»)Задание:, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:
Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы).На языке - медок, а на сердце - ледок. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)
У лести нет чести. (Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть - хитрость и обман).ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна
Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. Учащиеся повторяют вслух слова: думать, размышлять, отвечать, читать.
Каждый этап урока оценивается смаликами на индивидуальных карточках.Учащиеся выполняют упражнения.
- Это иллюстрации из басен.
(из словаря зачитывают определение басни)
- Иван Андреевич Крылов.
( краткая биография автора)
Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
Дети разгадывают ребусы и сообщают тему урока.
- Басня «Ворона и Лисица»
Цель:
- Познакомиться с басней Крылова «Ворона и Лисица»
- Задачи: научиться выразительно читать; читать по ролям;
понять мораль басни.
1. Прочитать выразительно
2. Дать характеристику героям.
Слушание.
Взаимодействуют с учителем во
время опроса, осуществляемого
во фронтальном режиме
- Ворона и лисица.
- Она выронила сыр.
- Потому что каркнула.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.
Мораль - нравоучение, наставление
Выборочное чтение
- Глупость, доверчивость, обман, лесть.
- Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.
- «Уж сколько раз твердили миру…..».)Дети читают по частям.
Активизируют мозг, повышают умственную энергию.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПринимать и сохранять
учебную цель и задачу.
Осуществлять самоконтроль
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные : смыслообразованиеПознавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков
Уметь осуществлять анализ объектов
поэтического произведения с выделением:
художественных приемов,
использованных
для характеристики героев
Строить речевое высказывание
в устной форме.
Планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Принимать и сохранять учебную
задачу. умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности