Планирование занятий хоровой студии


Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации
г. Иркутска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39 г. ИРКУТСКА
(МБОУ г. ИРКУТСКА СОШ №39)
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №1 от 30.08.2011 г.
Руководитель МО учителей
В.А. Раш ___________________ Согласовано:
Зам. директора по ВР
Е.В. Лапуцкая
__________________________
« ___ » ______________ 2016 г. Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №39
О.А. Ловцова
__________________________
« ___ » ______________ 2016 г.
Рабочая программа
по хоровому пению
для 1-4- классов
(уровень базовый профильный, общеобразовательный, специально коррекционное обучение)
Руководитель: Верхозина Алла Максимовна
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по дополнительному образованию «Мир вокального искусства 1-4 классы», автор – составитель Г.А.Суязова. – Волгоград: «Учитель», 2009. – 138с
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по хоровому пению для 1 – 4 классов составлена на основе государственного образовательного стандарта начального образования по искусству и авторской программы по дополнительному образованию «Мир вокального искусства» 1 – 4 классы, автор – составитель Г.А.Суязова, издательство «Учитель», г. Волгоград, 2009 год.
Занятие хоровым пением вносит свой специфический вклад в воспитании подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально – творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения.
Место предмета в базисном плане
Важнейшей частью музыкально – эстетического воспитания в школе является развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижения языка музыки. Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. В основе реализации концепции хорового воспитания лежат следующие принципы.
Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
Методика вокальной работы с детьми строиться на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов – классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкальности, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственного и эмоционального развития ребенка;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- приобретение навыков пения по нотам.
Цель программы – содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширение их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка независимо от его природных данных.
Задачи программы:
Образовательные
- освоение знаний о музыке, ее интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- освоение знаний о воздействии музыки на человека;
- освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни;
- ориентирование в выборе музыкального инструмента, участие в деятельности музыкальных объединений школы.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
- развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные:
- формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству, понимание народного классического и современного музыкального творчества;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыслительной деятельности, единства художественного и технического развития учащихся;
- оптимального сочетания индивидуальной групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный коллектив.
Основные знания, умения и навыки:
Приобретаются:
- опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление;
- опыт эмоционально – волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка;
Кроме того, учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
- чистота интонирования;
- звукообразование в различных регистрах;
- артикуляции;
- дыхания;
- слухового внимания и самоконтроля;
- выразительности пения;
- ритмического движения.
Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Вокально – хоровые навыки формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности учащиеся получат:
- опыт творческой деятельности;
- радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
- навыки коллективного творчества;
- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей
Ожидаемые результаты и способы проверки
На уровне педагога:
- интегрированность программы «Хоровое пение» с программами «Сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»;
- участие разного рада конкурсах;
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы;
- проведение открытых занятий.
На уровне учащихся:
- формирование и поддержание интереса к данному курсу;
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах;
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте;
- качество выполнение учебных заданий.
Способы диагностики результативности
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах и конференциях, а также наблюдение педагога в ходе занятия, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия (выступления) в них. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическому интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинение современных композиторов). Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Количество часов в год – 68
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в I четверти – 18
Количество часов в II четверти – 14
Количество часов в III четверти – 22
Количество часов в IV четверти – 14
Для реализации программного содержания используются:
Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1997. – 476 с.;
Попов, В. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990. – 206 с.;
Программа педагогического дополнительного образования. От разработки до реализации/ сост. Н.К. Беспятова. – М.:Айрис – Пресс, 2003. – 156 с
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен
знать/ понимать
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончания);
- основа музыкальной грамоты;
- познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русской и зарубежных композиторов;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
- к концу года показать результат элементов двухголосия.
Учебно – методический план
(1-й год обучения)

п/п Тема занятий Общее кол-во часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие 1 1 ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА 2 Прослушивание голосов 1 1
3 Певческая установка. Дыхание 3 1 2
4 Распевание 9 1 8
5 Дирижерские жесты 2 1 1
6 Унисон 8 1 7
7 Вокальная позиция 1,5 0,5 1
8 Звуковедение 2,5 0,5 2
9 Дикция 2,5 0,5 2
10 Двухголосие 1,5 0,5 1
11 Работа с солистами 4 4
12 Сводные репетиции 7 7
МУЗЫКАЛЬНО – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 13 Основы музыкальной грамоты 3 1 2
14 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 3 0,5 2,5
15 Развитие чувства ритма 2,5 0,5 2
ТЕОРЕТИКО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 16 Беседа о гигиене певческого голоса 1 1 17 Народное творчество 2 1 1
18 Беседа о творчестве композиторов - классиков 1 1 19 Беседа о творчестве современных композиторов 1 1 20 Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении 1 1 КОНЦЕРТНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21 Открытый урок для родителей 1 1
22 Праздники, выступления 6 6
23 Экскурсии, концерты, театры 3,5 3,5
ИТОГО 68 14 54
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен
знать/ понимать
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончания);
- жанры вокальной музыки;
уметь
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Учебно – методический план
(2-й год обучения)

п/п Тема занятий Общее кол-во часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие 2 2 ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА 2 Прослушивание голосов 1 1
3 Певческая установка. Дыхание 2 1 1
4 Распевание 8 1 7
5 Дирижерские жесты 1 1
6 Унисон 4 1 3
7 Вокальная позиция 1,5 0,5 1
8 Звуковедение 3,5 0,5 3
9 Дикция 5 5
10 Двухголосие 4 4
11 Работа с солистами 5 5
12 Сводные репетиции 7 7
МУЗЫКАЛЬНО – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 13 Основы музыкальной грамоты 2 0,5 1,5
14 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 5 0,5 4,5
15 Развитие чувства ритма 3 1 2
ТЕОРЕТИКО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 16 Беседа о гигиене певческого голоса 1 1 17 Народное творчество 1 1
18 Беседа о творчестве композиторов - классиков 1 1 19 Беседа о творчестве современных композиторов 1 1 20 Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении 1 1 КОНЦЕРТНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21 Открытый урок для родителей 1 1
22 Праздники, выступления 5 5
23 Экскурсии, концерты, театры 3 3
ИТОГО 68 11 57
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(3-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен
знать/ понимать
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- петь несложные двпроухголосные каноны;
- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико – ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
- исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Учебно – методический план
(3-й год обучения)

п/п Тема занятий Общее кол-во часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие 1 1 ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА 2 Прослушивание голосов 1 1
3 Распевание 3 1 2
4 Дыхание 8 1 7
5 Унисон 1,5 0,5 1
6 Вокальная позиция 6,5 0,5 6
7 Дикция 3,5 0,5 3
8 Звуковедение 4,5 0,5 4
9 Двухголосие 3 1 2
10 Работа с солистами 3 1 2
11 Сводные репетиции 7 7
МУЗЫКАЛЬНО – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 12 Элементы музыкальной грамоты 4 1 3
13 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 4 1 3
14 Развитие чувства ритма 4 1 3
ТЕОРЕТИКО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 15 Беседа о гигиене певческого голоса 1 1 16 Народное творчество 4 1 3
17 Беседа о творчестве современных композиторов 1 1 КОНЦЕРТНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18 Праздники, выступления 6 6
19 Экскурсии, концерты, театры 2 2
ИТОГО 68 13 55
Критерии и нормы оценки знаний
Формами отчета педагога по реализации программы являются открытые уроки, сольные выступления, хоровые конкурсы, полугодовые и годовые отчетные концерты. В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки – концерты, интегрированные уроки, музыкально – литературные композиции, викторины.
Примерный перечень репертуара
(1-й год обучения)
Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Французская народная песня «Три маленьких дружка», обр. А. Александрова, русский текст И. Мазина.
«Солнышко смеется», муз. А. Аверкина, сл. И. Вехтегоновой.
«Мама», муз. Л.Бокалова, сл. С. Виноградова.
«Солнечная капель», муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушиной.
Немецкая народная песня «Песенка - путаница», обр. А. Александрова, русский текст В. Викторова.
«Поздняя осень», муз. Т. Назаровой, сл. Г. Ладонщиковой.
«Сурок», муз. Л. Бетховена, сл. И. Гете.
.«Мамина песенка», муз. и сл. М. Партсхаладзе.
«А над нами гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чередниченко.
«Про козлика», муз. Г. Струве, сл. В. Смирнова.
«Солнышко заплакало», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
«Чудак с лукошком», муз. В. Юдиной, сл. Н. Подлесовой.
Примерный перечень репертуара
(2-й год обучения)
Русская народная песня «Во сыром бору тропина».
Русская народная песня «Не летай, соловей».
«Травка зеленеет», муз. П. И. Чайковского.
«Жаворонок», муз. М. И. Глинки.
«Здравствуй, Родина моя!», муз. Р. Бойко.
«За рекою старый дом», муз. И. С. Баха.
«Сурок», муз. Л. Бетховена, сл. И. Гете.
«Сарафан надела осень», муз. Т. Попотенко, сл. И. Черницкой.
«Без друзей никак нельзя», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
«Старинная французская песенка», муз. П. И. Чайковского, сл. З. Александровой.
Русская народная песня «У меня ль в садочке», обр. Н. А.Римского – Корсакова.
«Колыбельная песнь в бурю», муз. П. И. Чайковского, сл. Плещеева.
«Колыбельная Волхвы» из оперы «Садко», муз. Н. А. Римского – Корсакова.
«Горные вершины», муз. Варламова, сл. Ю. Лермонтова.
«Овощи», муз. Э. Селия, сл. Ю. Тувима.
Примерный перечень репертуара
(3-й год обучения)
Русская народная песня «Ты взойди, взойди, красно солнышко».
Русская народная песня «Заплетися, плетень».
Русская народная песня «Со вьюном я хожу».
Русская народная песня «Капустка».
Русская народная песня «Степь да степь кругом».
«Колыбельная», муз. Р. Паулса, сл. Аспазии.
«Кашалотик», муз. Р. Паулса, сл. И. Резника.
«Красный сарафан», муз. А. Варламова, сл. Г. Цыганова.
«Под музыку Вивальди», муз. В.Берковского и С. Никитина, сл. А. Величанского.
«Старый, добрый клавесин», муз. И. Гайдна, сл. П. Синявского.
«Домик - крошечка», муз. А. Гурилева, сл. С. Любецкого.
«Вьется ласточка сизокрылая», муз. А. Гурилева, сл. Н. Грекова.
«Колыбельная», муз. В. А. Моцарта, сл. С. Свириденко.
«Мелодия», муз А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
«Песенка о капитане», муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева – Кумача.
Список литературы
Репертуарные сборники:
Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! - М.: Музыка, 1986. – 62 с.
Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной/ сост. Г. А. Егорова.- М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
Жаворонушки. – Вып. 1-4/ сост. Г. М. Науменко.- М.: Советский композитор, 1986. – 68 с.
Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ сост. Н. Сорокин. – Вып. 1-3. –М.: Музыка, 1986 – 1989. – 86 с.
Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд –во «III тысячелетие», 2004. – 144 с.
Дополнительная литература для учащихся:
Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст]/ В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. М.: Музыка, 1984.
Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст]/ И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст]/ гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1998.
Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст]/ Э. И. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1997.
Интернет – ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – режим доступа: http//ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. – режим доступа: http//classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – режим доступа: http//www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. – режим доступа: http//dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music