Взаимодействие педагога и родителей в определении и развитии способностей детей в вокально-хоровой студии « Альтера».

Взаимодействие педагога и родителей в определении и развитии способностей детей в вокально-хоровой студии « Альтера».
Гановская И.И., педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Абакан.
Через красивое - к человеческому
- такова закономерность воспитания.

Сухомлинский В.А.
Справедливо утверждение, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых. Трудно переоценить здесь важность эстетического, в частности, музыкального воспитания.
Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания в целом, которое играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе целый огромный мир идей, мыслей, образов. Музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств ребенка (мышление, воображение, память, воля); развитие эмоционально-чувственной сферы психики (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях); и, что особенно важно, - возможность самореализации, создание духовных ценностей, пусть еще на детском уровне. Это уже полноценное творчество, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения собственной значимости и, одновременно, взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя представить себе полноценную личность.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают. Принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной. Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это нужно учитывать, создавая среду, благоприятствующую развитию детских талантов.
Не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений, оно проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее.
В процессе работы над музыкальными пьесами у ребенка развивается слух и чувство ритма, обогащается музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация
на клавиатуре и в нотной записи, закрепляются пластические навыки, и, главное, развивается творческое мышление.
Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и отвечает его потребностям и возможностям.
На занятиях используются игровые задания: загадки, ребусы, кроссворды, развивающие образное мышление и закрепляющие полученные знания. Игровые элементы не только повышают интерес детей к занятиям, но и делают их менее утомительными; иллюстративный материал - портреты композиторов, рисунки, картины, фотографии, связанные с содержанием или созданием музыкальных произведений. Нельзя недооценить положительное значение этих материалов для усвоения детьми музыкальных пьес, для возбуждения интереса к музыке, возможности интересно и ярко провести занятие.
Творческое начало проявляется уже с первых шагов: в своеобразии ответов, в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющих себя в рассказах о музыке.
Если взрослые относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т.е. не поддерживают словесно, то у него может пропасть интерес, подмечать его и уделять как можно больше внимания занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться – это и значит создать благоприятные условия для развития.
Важное условие – слаженные действия всех педагогов и родителей. На родительских собраниях, беседах, консультациях пропагандируются психологические знания, что побуждает родителей выбирать наиболее эффективный способ общения с собственными детьми и развивать их способности. Помощь педагога и родителей друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в организации его развития неоценима.
Подготовка и проведение праздников позволяют привлечь и родителей: с одной стороны, услышать их рекомендации и пожелания, с другой – вовлечь их в разработку сценария, изготовление костюмов, пригласить к выступлениям, порекомендовать им, как работать с ребенком, развивая его творческие способности и прикладные умения. В практике вокально–хоровой студии «Альтера» проведение праздников не только приуроченных к праздничным датам, но и тематических («День именинника», «Рождественские встречи», «Пусть музыка звучит», «Играем и слушаем Шопена», «Дружим с музыкой» и др.) выступления в конкурсах, фестивалях, в детских садах, школах. При совместной деятельности детей, педагогов и родителей каждый из праздников превращается в событие, позволяющее детям испытать чувство успешности, что стимулирует к последующей деятельности, способствующей его саморазвитию, помогающей открыть себя, а родителей убеждает в важности и необходимости оказания помощи и поддержки своему ребенку. Безусловно, пример открытости демонстрирует педагог, например, рассказав детям им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом, инициируя у них тем самым желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи, предлагают свою и т.д.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его личности прежде всего положительные черты, раскрывать его способности, создавать условия для их проявления. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств - заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость.
Литература

1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- Л., Музыка, 1979г.
2. Ражников В.Г. Плюсы и минусы здравого смысла.- М., Музыка, 1994г.

15